Загрузка...
28.04.2025
6 мин. на чтение

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских компаний. В сравнении с общим числом зарегистрированных юридических лиц — свыше 3,2 млн — это совсем немного. Однако налоговые платежи этой группы составляют порядка 40% общих сборов, рассказывает управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев.

Если начиналась история мониторинга с капитанов бизнеса, то сейчас в эту группу входят и компании среднего звена с объемом годовой выручки до 1 млрд рублей.

Планка входа в мониторинг постепенно снижается, а план по вовлечению — растет. Начиная с 2024 года присоединиться к системе налогового мониторинга могут те компании, выручка и активы которых составляют не менее 800 млн рублей, а сумма уплаченных налогов — не менее 80 млн рублей. По некоторым прогнозам, к 2030 году число участников налогового мониторинга вырастет в 3,7 раза, до 2770 компаний, притом что количество потенциальных участников приблизится к 50 000.

Контроль в реальном времени

Рост интереса к инновационной форме налогового контроля объясняется распространением цифровых технологий, которые позволяют изменить основные принципы работы с налогоплательщиками.

В основе традиционного контроля лежат бумажные технологии фиксации и систематизации хозяйственных операций. Его характеристика — неспешность: финансовый результат определяется значительно позже завершения налогового периода. Отсюда основные формы налоговых проверок — камеральные и выездные. Это постконтроль, нацеленный на сформированные и систематизированные активы — имущество, финансовый результат.

Новые методы ориентированы на трансакции. Активы контролируются косвенно, не после завершения их формирования, а в ходе самого процесса. А целью становятся системы внутреннего контроля налогоплательщиков, позволяющие предотвратить неправомерное применение налогового законодательства. Идея проста: если к системам внутреннего контроля нет претензий, то активы сформированы и оценены верно, все хозяйственные операции подтверждены. Если шли в правильном направлении, то и пришли куда надо. Преимущества этого подхода есть для всех участников налоговых отношений. Они в скоростях, в том, что снимаются риски, связанные с поздним выявлением нарушений.

Людям свойственно приближать будущее, но реальные изменения наступают чуть позже, чем мечтали футуристы. И все же не в столь отдаленной перспективе прямой контроль активов будет излишним, а выездные налоговые проверки и связанные с ним инструменты контроля (истребование и выемка документов, запрос информации) станут атавизмом.

На сайте ФНС России налоговый мониторинг представлен весьма привлекательно: он заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие, позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций и уменьшить объем истребуемых документов, обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных неопределенных налоговых позиций уже в момент планирования операций.

Проблемы применения

Но, как учит история, «агитация за счастье» нужна тогда, когда счастья-то и нет. Практика отличается от плакатных представлений. На это не надо закрывать глаза, чтобы не дискредитировать инновации, не усиливать сопротивление им. Почему при большом числе потенциальных участников мониторинга только порядка 5–6% компаний становятся его участниками?

Обозначу три главные правовые проблемы налогового мониторинга.

Снижение уровня нормативного регулирования

Поскольку мониторинг, как и другие инновационные формы контроля, основан на IT-технологиях, то регулируя технологические процессы, можно влиять на решения правовых задач, в том числе де-факто устанавливать новые обязанности и вводить ответственность. Уклон в технологические аспекты контроля ведет к тому, что Налоговый кодекс все шире используется для рамочных установлений и все больший объем правил приходится на ведомственные акты.

Поскольку ФНС позиционирует себя как сервисная служба, там придумали модное определение для ведомственных инструкций — сервисы информационного взаимодействия. Это дает возможность избавиться от контроля Минюста. Вроде бы «сервисы» — сугубо технические акты, ничего правового там нет, регистрация не нужна.

Но за техническими аспектами скрывается нечто большее. «Сервисы» не влияют на расчет налога, но влияют на методологию учета и требуют перестройки учетных подходов и донастройки IT-систем. Это влечет масштабные затраты и, следовательно, задевает интересы налогоплательщиков. Невыполнение «сервисов» фактически исключает компании из налогового мониторинга. Штрафы пока не взимаются, но уже поговаривают об их установлении.

В действительности электронный сервис мало чем отличается от налоговой декларации: и то и другое имеет общее назначение — передачу информации от налогоплательщика налоговому органу. Поэтому электронный сервис — способ представления налоговой отчетности. А вот утверждаются эти формы отчетности почему-то по-разному: форма декларации — приказом ФНС, а сервис — простой публикацией на сайте службы. Отдельная проблема — большое количество изменений, вносимых в эти сервисы в ходе их постоянной доработки.

О масштабе проблемы свидетельствует и то, что для обозначения единой цифровой методологической модели расширенного информационного взаимодействия между налоговыми органами и участниками налогового мониторинга используется понятие «Цифровой Налоговый кодекс», уводящее в мир параллельной регуляторной реальности.

Как следствие, происходит обесценение административного процесса, в том числе административных процедур налогового контроля. Результат — нарушение прав подконтрольных лиц.

Задваивание форм налогового контроля

В период активного внедрения инноваций желание вернуться к отживающим формам традиционного контроля, присовокупить их к мониторингу бывает очень сильным. Так случилось, что в 2024 году Арбитражный суд Дальневосточного округа вынес новое решение по вопросу классификации имущества, и для налоговых органов замаячила перспектива доначислить налог за предшествующие годы. Но срок мониторинга короток (1 налоговый год плюс 9 месяцев), за его пределами доначисления невозможны. Обойти установленные законом ограничения решили с помощью назначения выездных налоговых проверок, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за нижестоящим, включив в группу проверяющих и подконтрольных инспекторов.

Вопрос, казалось бы, старинный, такая практика не раз осуждалась высшими судами. Но тут новый акцент: как сочетаются традиционные и инновационные формы контроля, в каких случаях и при каких условиях возможен «контрольный регресс»?

Важно учитывать, что внедрение новых форм контроля весьма затратно и для государства, и для налогоплательщиков: разработка и внедрение IT-систем требуют многомиллионных, а в крупных холдингах и миллиардных затрат. В 2024 году компании потратили на установку и обслуживание систем налогового мониторинга около 6 млрд рублей. Ожидается, что к 2030 году общий объем затрат бизнеса на эти цели составит 22,2 млрд рублей.

Мониторинг требует перестройки кадрового состава налоговых управлений компаний. Теперь костяк там составляют IT-специалисты, неспособные участвовать в мероприятиях традиционного контроля. Задвоение форм контроля в таких условиях — непозволительная роскошь и серьезное непропорциональное обременение. Если же допускать его в исключительных ситуациях, то надо четко и недвусмысленно определить правовые условия. Ясно, что в отношении участников мониторинга должен применяться повышенный стандарт доказывания фактических оснований для назначения выездной налоговой проверки.

Непроработанные согласительные процедуры

Новым формам контроля должны соответствовать способы урегулирования, а лучше — избежания спорных отношений. Получение по запросу налогоплательщика мотивированного мнения налогового органа предназначено быть таким способом. Но он работает «с низким КПД», поскольку участие налогоплательщика в согласительных процедурах не гарантировано, а фактически исключено, и название «согласительная процедура» установлено лишь для отвода глаз.

Недавние судебные споры компании «Газпром нефть» о праве на судебное обжалование мотивированных мнений, например в деле № А40-305870/23, демонстрируют, что ФНС России может и вовсе оставить без ответа жалобу на мотивированное мнение, а правовое значение мотивированных мнений незначительно. Они имеют характер разъяснений, их цель — всего лишь предупредить налогоплательщика о возможных неблагоприятных последствиях «ослушания». Следовательно, по мнению ФНС и судов, мотивированные мнения не имеют признаков ненормативных правовых актов и не подлежат обжалованию в суде.

Сказанное свидетельствует о том, что фундаментальные правовые проблемы новых высокотехнологичных форм налогового контроля требуют серьезного осмысления. Право часто не поспевает за инновациями, но когда отставание становится значительным, сами инновации рискуют обрушиться без правовой опоры. А вместе с тем и погрести кого-то под своими обломками.

Источник: Forbes


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.04.2025

Сговор и недействительность сделок в банкротстве - 2025. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», на примере свежей судебной практике расскажет о...

Смотреть

11.07.2025

Новый налог на прибыль для МГК. Почему пострадает российский бизнес

Российским участникам международных групп компаний (МГК) хотят повысить налог на прибыль до 15%. Аналог таких правил в мире...

08.07.2025

ФНС усиливает контроль за выплатой зарплат в конвертах. Кто в зоне риска

По данным судебной статистики, за последние 2 года выплаты зарплат в конвертах увеличились. Как на нарушения реагирует ФНС,...

07.07.2025

Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

На сайте ФНС России опубликованы новые версии 30 документов, адресованных компаниям, включенным в систему налогового мониторинга....

07.07.2025

Налоговые НПА: обзор за 2 квартал 2025 г.

Наиболее важные нормативно-правовые акты, а также письма Минфина и ФНС, принятые в указанный период.