Загрузка...
01.01.2023
4 мин. на чтение

Налоги как месть

В последнее время разные политики призывают «закрутить» налоги неугодным лицам так, чтобы тем неповадно было вести свою вредоносную деятельность.
Группа депутатов Госдумы предложила запретить организациям, признанным иноагентами, применять упрощенную систему налогообложения. Неправильно, мол, давать льготы и преференции лицам, продвигающим в нашей стране чуждые интересы Иноагентам намерены запретить применять упрощенную систему налогообложения // Сайт Госдумы. 10.06.2022. URL: http://duma.gov.ru..

Правительство РФ законопроект поддержало и указало на необходимость распространить запрет на индивидуальных предпринимателейОфициальный отзыв Правительства РФ от 01.12.2022 на законопроект № 140965-8 «О внесении изменения в статью 346-12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части расширения перечня организаций, которые не вправе применять УСН). URL: https://sozd.duma.gov.ru..

По этим нотам начинают петь и журналисты, часто слабо разбирающиеся в теме, но падкие до сенсаций. Вполне закономерный вопрос об источнике дохода при дистанционном труде подается ими как мера, ущемляющая тех, кто покинул страну из опасений мобилизации Минфин разъяснил предлагаемые изменения налогообложения работающих за рубежом граждан // Ведомости. 27.07.2022. URL: https://www. vedomosti.ru; Володин предложил поднять налоги для уехавших из России // РБК. 25.12.2022. URL: https://www.rbc.ru..

В результате укореняется идея, что налоги можно использовать как эффективное средство борьбы с «инакомыслящими» и другими нежелательными элементами. В арбитражных судах при рассмотрении налоговых споров с участием «дочек» иностранных организаций уже наблюдается сегрегация по признаку страны происхождения: дружественная или недружественная. «Недружеским компаниям», как говорится, подкладывают свинку Пеппу Дело № А28-11930/2021..

Отчасти этому способствуют и некоторые слабо аргументированные позиции ВС РФ, такие как решение о возврате на новое рассмотрение дела о включении дивидендов в таможенную стоимость товаров, выигранного французской компанией в нижестоящих судах Дело № А40-20125/2021.. Судья регионального суда, рассматривающий аналогичный спор, прямо прокомментировал: представьте пояснения, что данный налогоплательщик происходит из «комфортной» страны, тогда я смогу разрешить дело по закону, не опасаясь отмены решения вышестоящей инстанцией.

Все это печально.

Во-первых, напоминает историю столетней давности, когда большевики широко практиковали «специальное» налогообложение, чтобы искоренить «эксплуататоров».

Параллели можно провести с системой шариатских налогов, где для иноверцев есть специальный налог – джизья Налоговое право: учеб. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2015. С. 717..

Во-вторых, решения принимаются наобум, по мотивам политической целесообразности, при этом корежатся и перекраиваются устоявшиеся институты налогообложения.

Специальные налоговые режимы, в том числе УСН, – это не «льготы и преференции», а целый комплекс мер, направленных на более эффективное налогообложение секторов, где общая система налогообложения по разным причинам не срабатывает. Прежде всего они привлекательны для государства, не способного иными методами обеспечить сбор налогов.

Льгота обладает признаком узконаправленности. Она всегда выделяет кого-то из общего ряда для «облагодетельствования». И если выделяет кого-то из общего ряда (в данном случае субъектов малого бизнеса) в иных целях (наказания, дестимулирования и т. п.), то становится уже антильготой. Это иной институт с диаметрально противоположными целями, что в историческом контексте видно отчетливо.

Когда к налоговым инструментам относятся как к «орудию пыток», это губительно прежде всего для самой фискальной системы, требующей тонких настроек, а не топорного вмешательства.

К примеру, если гражданин, получивший статус иноагента, зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, сможет ли он сохранить упрощенную систему налогообложения, если предпринимательство не связано с получаемыми из-за границы средствами? Подобных казуистических вопросов может возникнуть множество. Понятно, что на практике они будут решаться по принципу «свинки Пеппы». Но все это ставит проблему соотношения подобных нововведений с принципами налогообложения, закрепленными в ст. 3 НК РФ.

Часть 3 ст. 75 Конституции РФ гласит, что общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. По мнению судьи Конституционного Суда РФ в отставке Н.С. Бондаря, предназначение Налогового кодекса как такого федерального закона – «свести воедино общие для всех уровней налогообложения конституционные начала, развить и конкретизировать их» Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006. С. 107..

Главное условие налогообложения – экономическая основанность – прямо предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.

У законодателя, конечно, есть дискреция (усмотрение) в вопросах предоставления льгот. Он может улучшать чье-то положение не только исходя из экономических критериев, но и, скажем, в качестве награды за заслуги перед страной.

Между тем антильготы, исключающие каких-то лиц из общего состава налогоплательщиков определенной экономической категории по политическим мотивам, имеют ярко выраженный дискриминационный характер. Применение таких инструментов противоречит и букве, и духу ст. 3 НК РФ: нельзя дифференцировать ставки, льготы в зависимости от места происхождения капитала (признак иноагента – получение зарубежных средств); всеобщность и равенство налогообложения основаны на фактической платежеспособности.

«Законодатель не может исходить из презумпции „я установил льготу – я ее и отменю“; он ограничен в своей дискреции принципами Конституции Российской Федерации и конституционно значимыми принципами, содержащимися в ст. 3 НК РФ, в том числе принципом экономической обоснованности налога» Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева к Постановлению КС РФ от 02.12.2013 № 26-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» в связи с запросом Законодательного собрания Челябинской области..
В нынешней раздраженной среде, чувствительной к любым касаниям, нужна особая деликатность в финансовой сфере. Доверие, которое государство зарабатывает предоставлением льгот в ИT и других сферах, иной демонстрацией заботы о развитии бизнеса, может быть легко подорвано медвежьими услугами думских пуритан.

Источник: «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Как подать отчетность по РОП по новым правилам в 2025 г. Расширенная ответственность производителя

В данном видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о порядке подачи отчетности по расширенной ответственности п...

Смотреть

07.05.2025

Legal Drinks: Сергей Пепеляев в гостях у Романа Бевзенко

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Сергея Пепеляева, управляющего партнера «Пепеляев Гру...

30.04.2025

Эксперты про изменение условий налогового мониторинга

Руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин отмечает, что ослабление...

28.04.2025

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских...

28.04.2025

Налоговые новости. Дайджест за 21-27 апреля 2025 г.

Главные новости: Минфин: до 2030 г. базовые налоговые условия закреплены и останутся неизменными; для предпринимателей на...