Загрузка...
21.07.2023
3 мин. на чтение

Минстрой хочет упростить согласование работ на памятниках архитектуры

Минстрой хочет упростить согласование работ на памятниках архитектуры, по возможности сократив участие в этом процессе органов охраны. Это избавит застройщиков от части бюрократических процедур, но, по мнению градозащитников, может навредить культурно–историческому наследию.

Подготовленный министерством законопроект с поправками в Градкодекс и в федеральный закон об объектах культурного наследия обнародован на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. В нём предлагается оставить в ведении Минкульта и КГИОП (а также, соответственно, подобных органов в других регионах) только такие работы, как консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования. То есть те работы, что непосредственно затрагивают предмет охраны памятников.

Жест доброй воли

Напомним, что в том или ином объекте наследия обычно охраняется не всё, а только какие–то ценные элементы (это может быть фасад, объёмно–планировочное решение, интерьеры или, скажем, один из каминов). Отныне работы, затрагивающие охраняемые элементы, будут называться научно–проектными.

Правда, документация для таких работ будет готовиться не на основании задания органа охраны, а по заданию застройщика или технического заказчика. Такая ситуация, вполне возможно, потребует от предпринимателей проявления доброй воли, чтобы документация получилась действительно научной.

Остальные же работы предлагается называть просто проектными. Для их согласования достаточно будет пройти общестроительную экспертизу и при необходимости оформить разрешение на реконструкцию. Раньше нужно было в любом случае проводить историко–культурную экспертизу — не важно, какого масштаба предполагались работы в непосредственной близости от охраняемого памятника или его элементов: от установки камер видеонаблюдения на стене до надстройки нового этажа или разборки флигеля.

Сокращение излишков

Всё вышеизложенное касается непосредственно самих зданий–памятников. Но при многих из них есть ещё и своя территория, которая тоже вроде бы охраняется, но предметом охраны тем не менее не числится (см. примеры таких территорий, которые были застроены или планируются к застройке, на инфографике). Судя по текущей редакции предлагаемых поправок, может сложиться ситуация, когда многие работы на таких территориях окажутся полностью вне зоны ведения КГИОП.

Так, согласования органа охраны не потребуются, если проектная документация разрабатывается "в соответствии с Градостроительным кодексом РФ". То есть опять же достаточно будет получения разрешения на строительство в обычном порядке. А дальнейшие работы не будут поднадзорны ни КГИОП, ни Минкульту.

То же касается и участков по соседству, которые в законе об объектах культурного наследия называются "непосредственно связанными" с территорией самого памятника.

В продолжение той же логики (что только работы на самих памятниках архитектуры должны проходить дополнительные согласования помимо общестроительных) из Градкодекса предлагается убрать необходимость проверки соответствия всех проектов требованиям исторического поселения. Проводится такая проверка перед выдачей разрешения на строительство. Петербург был признан историческим поселением в 2010 году, а границы этого поселения были утверждены в 2021–м. В границах поселения располагаются объекты культурного наследия, формирующие предмет его охраны.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что изменения вносятся "для сокращения излишних административных процедур, а также инвестиционно–строительного цикла объекта капитального строительства".

В случае, если законопроект утвердят, изменения вступят в силу с 1 марта 2024 года. Между тем общественное обсуждение документа обещает быть довольно жарким.

[…]

Мнение эксперта

Ксения Куликова, старший юрист «Пепеляев Групп» (Санкт-Петербург)

«Главное предлагаемое изменение состоит в отмене обязанности застройщиков получать отдельное согласование проектной документации у профильного органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, при строительстве на территории исторического поселения. Сейчас на получение такого согласования (заключения о соответствии) уходит значительное время. Не всегда очевидно, что согласование требуется, что создаёт неопределённость и риски для строительства. Проверка соответствия проектной документации всем необходимым требованиям будет проводиться при выдаче разрешения на строительство в общем порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом».

Источник:Деловой Петербург


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

20.02.2025

Китайская правовая система: законы или прецеденты, инвестиции, налоговые льготы, недвижимость и др

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берет интервью у юристов одной из самых крупных юридических компаний Китая.

Смотреть

12.03.2025

Адвокат добилась отмены решений об отказе в возмещении за возвращенные в госсобственность земли

Как стало известно «АГ», 27 февраля Арбитражный суд Центрального округа постановлением по делу № А14-21387/2022 отменил ...

10.03.2025

В Петербурге в минувшем году на 30% выросло число самовольных построек, выявленных Смольным

«Чаще всего речь идёт о самовольном увеличении площади (реконструкции) коммерческой недвижимости, в основном за счёт...

07.03.2025

Новости недвижимости и строительства: практика КС РФ за 2024, эскроу-счета в частном строительстве

В этом выпуске Наталья Стенина, партнер и руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет...

05.03.2025

Недвижимость и строительство: MustRead от 5 марта 2025 г.

Главные новости: Государственная регистрация прав сразу после окончания строительства стала обязательной Вступил в...