Минкомсвязи унифицирует радиостанции
Законопроект № 147013-5 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу выдачи разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию» рассмотрен Государственной Думой в первом чтении. Что предлагается в законопроекте? Инициатива состоит в законодательном закреплении единообразного подхода к выдаче/получению разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию. На сегодняшний день существует ряд законодательных актов, которые регулируют этот вопрос. В ст. 67 Воздушного кодекса РФ закреплено, что каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой. В отношении судов водного транспорта закреплена необходимость получения не разрешения, а лицензии судовой радиостанции. Так, ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусматривает, что на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре РФ и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должна находиться лицензия судовой радиостанции. В ст. 25 Кодекса торгового мореплавания судно должно иметь лицензию судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию). Кстати сказать, Налоговый кодекс РФ, предусматривающий уплату государственной пошлины, также содержит формулировку «государственная пошлина уплачивается за предоставление лицензии судовой радиостанции». Между тем, ни Закон «О связи», ни Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не относит использование на судне судовой радиостанции к лицензируемому виду деятельности. В соответствии со ст. 18.6 Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи лицензия судовой радиосвязи представляет собой перечень радиоэлектронных средств, находящихся на борту судна, позывной сигнал, категорию общественной корреспонденции, общие характеристики установленных радиоэлектронных средств. Такой документ, как правильно указано в Пояснительной записке к законопроекту, дает право на использование радиоаппаратуры на борту судна. Соответственно, в терминологии российского законодательства, не является лицензией. С точки зрения юридической техники, представляется правильным изменить формулировку: «лицензия судовой радиостанции» на формулировку «разрешение на судовую радиостанцию» (по аналогии с воздушными судами). В этой связи вполне логичны предложенные изменения в Закон «О связи», в частности дополнение п. 5 ст. 22 следующим положением: «радиоэлектронные средства, входящие в состав судовой радиостанции, используемой на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река-море) плавания, радиоэлектронные средства, входящие в состав бортовой радиостанции, используемой на воздушных судах, не подлежат регистрации и используются на основании разрешения на судовую радиостанцию или разрешения на бортовую радиостанцию. Выдача разрешения на судовую радиостанцию и разрешения на бортовую радиостанцию, а также утверждение формы таких разрешений и порядка их выдачи осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Усложнит ли данная норма процесс выдачи разрешений?
В настоящее время порядок выдачи лицензий судовых радиостанций регламентируется Указанием Министерства РФ по связи и информатизации от 04.06.2002 № 37-у «О порядке оформления лицензий судовых станций». Поэтому владельцам суден так или иначе не избежать процедуры получения разрешений. Между тем, законопроект делегирует вопрос разработки порядка выдачи разрешений и формы таких разрешений уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Скорее всего, это будет орган по надзору в сфере транспорта. Остается уповать на то, что такой порядок не будет слишком сложным и позволит получить разрешение в короткий срок.