КС РФ заключил, что до сих пор не урегулированы вопросы хозяйственной эксплуатации находящихся в пределах нацпарков земель сельскохозяйственного назначения – бывших земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР.
28 мая Конституционный Суд вынес Постановление № 23-П/2025 по делу о проверке конституционности абз. 4 п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» от 13 февраля 1986 г. № 71, согласно которому в состав вышеуказанного парка при его создании включено 112 000 га земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Руководитель практики недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Елена Крестьянцева заметила, что в последнее время прослеживается тенденция к ужесточению правового регулирования целевого использования земель как населенных пунктов, так и сельскохозяйственного использования, вплоть до изъятия неиспользуемых земельных участков. «В Иркутской области имелась неопределенность в правовом статусе сельхозземель, включенных в состав Прибайкальского национального парка еще в 1986 г. с оговоркой о допустимости продолжения их хозяйственного использования. Однако сегодня использование земель национальных парков в целях сельскохозяйственного производства не согласуется с действующим законодательством. Радует, что Конституционный Суд занял взвешенную позицию, не исключил полностью возможность использования земель в национальном парке, указал на риски их деградации и опустынивания, отметил бессмысленность распространения общих ограничений без учета исторически сложившейся ситуации в данном случае», – полагает она.
В то же время, как заметила эксперт, КС постановил внести в законодательство изменения, направленные на уточнение прав и обязанностей собственников земельных участков в национальном парке, указав, что речь может идти как об ограничениях, так и о дополнительных затратах, которые собственники обязаны будут нести с целью сохранения озера Байкал. «То есть нас ожидает специфическое регулирование использования особо охраняемых природных территорий на уровне федерального закона, которое, по мнению КС, обязано обеспечить баланс частных и публичных интересов. КС особо отметил, что он не рассматривал вопросы целесообразности установления именно таких границ национального парка, а также вопросы изъятия у земель у собственников в границах национального парка, хотя такие вопросы могут возникнуть при попытке разрешения споров собственников и власти относительно правового статуса конкретных участков», – отметила Елена Крестьянцева.
Источник: Адвокатская газета