Наталия Травкина подчеркнула, что из рассмотренных в 2021 г. дел лишь 1,23% были прекращены в связи с малозначительностью административного правонарушения, тогда как в 2020 г. по этому основанию производства были прекращены в 1,09% случаев, в 2019 г. – в 1,11% случаев. То есть, пояснила она, можно говорить о достаточно стабильном ничтожно малом применении судами ст. 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности административного правонарушения.
«При этом, какое правонарушение считать малозначительным, КоАП РФ не определяет. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. № 5 указал, что малозначительным можно признать правонарушение, если оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, учитывая характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий», – отметила эксперт.
Она также пояснила, что к схожим выводам пришел и Конституционный Суд РФ, который в Постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П установил, что использование возможности освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения распространяется на случаи, когда действие или бездействие юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. «Получается, что из года в год в 99% случаев правонарушения, попадающие в суды общей юрисдикции и мировые суды для рассмотрения по первой инстанции, представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям», – прокомментировала Наталия Травкина.
Наталия Травкина, Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп»: «Показатели о субъектах правонарушений связаны с тем, что часть дел в отношении юридических лиц рассматривают арбитражные суды, а эти дела в анализируемую статистику не входят. Но тем не менее считаю: можно сделать вывод, что административные органы при выявлении нарушения чаще составляют протоколы в отношении должностных лиц, чем в отношении юридических лиц, и не делают это одновременно. Административные наказания для должностных лиц чаще менее существенны».
Наталия Травкина подчеркнула, что 6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ, который внес изменения в КоАП. Так, теперь, если правонарушение допущено должностным лицом и нет вины работодателя, ответственность ожидает только сотрудника. По мнению эксперта, данные поправки могут повлиять на будущие статистические показатели в этой части.
Наталия Травкина указала, что традиционно административные штрафы – наиболее часто назначаемое наказание. При этом их количество из года в год меняется несущественно (2021 г. – 4 715 763, 2020 г. – 4 164 180, 2019 г. – 4 242 233). Она заметила, что в 2021 г. по сравнению с предыдущими годами существенно увеличилось количество назначаемых предупреждений (на 43,6%).
Эксперт напомнила, что статьями особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусматривается возможность назначения предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ). Она подчеркнула, что поправками в КоАП от 26 марта 2022 г. административный штраф не «может быть заменен», а «подлежит замене» на предупреждение некоммерческим организациям, субъектам малого и среднего предпринимательства, их работникам. Такая замена происходит, если назначение предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
По мнению Наталии Травкиной, это, безусловно, положительный тренд. Она отметила, что КС РФ неоднократно указывал: конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, его опасности для защищаемых законом ценностей, размера и характера причиненного ущерба, причин и условий совершения правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины (постановления КС РФ от 29 июня 2012 г. № 16-П, от 25 февраля 2014 г. № 4-П, от 9 июля 2021 г. № 34-П и пр.).
Источник: «Адвокатская газета»