Комментирует ведущий юрист «Пепеляев Групп» Евгений Мушта. В настоящий момент совершение внешнеторговых сделок, предусматривающих ввоз товаров, никак не ограничено, хотя определенные предпосылки Указом Президента РФ от 08.03.2022 № 100 заложены.
Соответственно, распространение ограничений на внешнеторговые импортные контракты путем расширения перечня сделок (операций), совершение которых потребует соответствующего разрешения или же вовсе будет запрещено, вовсе не кажется таким уж не реалистичным.
С другой стороны, то, что Постановления Правительства РФ о запрете или ограничениях на вывоз определенных товаров не предусматривают никаких ограничений на ввоз продукции, уже вселяет некоторую надежду, что соответствующие внешнеторговые сделки не попадут под полный запрет или же, как минимум, будут осуществляться в разрешительном порядке.
Если это все же произойдет, то не ясно, затронут ли ограничения исключительно возможность ввоза товаров, коснутся ли ограничения расчетов по данным сделкам, будет ли установлен «мораторий» на платежи за товар или же будет разрешительный порядок их осуществления, какими критериями будет руководствоваться законодатель в вопросе о том, какие именно внешнеторговые сделки должны быть ограничены, будет ли использован субъектный критерий (ввоз товара «недружественным» лицом) или же во внимание также будет приниматься происхождение (связь) ввозимой продукции с «недружественными» лицами или страной. Предсказания и прогнозы - занятие неблагодарное.
Предположим все же, что ограничения по внешнеторговым импортным операциям введены и, например, в той или иной степени будут налагают ограничения на расчеты по ним, например, в виде моратория на платеж за товар в адрес «недружественного» лица или же в виде необходимости получить соответствующее разрешение в уполномоченном органе.
Как поступить в такой ситуации? Особенно если товар уже поставлен, а платеж за него еще не совершен, так как предоставлена отсрочка платежа. На первый взгляд, ничего не мешает «недружественному» поставщику уступить требования по платежу в пользу «дружественного», расположенного в «разрешенной» юрисдикции.
Однако и для этого могут возникнуть препятствия. Например, ограничения могут запрещать подобного рода сделки или же, как это было сделано в Указе № 81, который поставил под контроль сделки по предоставлению займов в иностранной валюте и покупке ценных бумаг и недвижимости не только с «недружественными» лицами, но с «дружественными», если последние приобрели данные активы у «недружественных» после 22.02.2022.
Кроме того, в вопросе оценки законности платеж «дружественному» цессионарию логика правоприменителя может, вполне обоснованно, основываться на том, что, хотя формально такой платеж и не нарушает закона, в конечном счете противоречит существу законодательного регулирования, преследует цель обхода его требований. При этом ничто не мешает правоприменителю «заблокировать» любую иную договорную конструкцию или платеж «дружественному», руководствуясь этой же логикой.
В текущей ситуации основная рекомендация импортерам – набраться терпения и не пытаться на ходу перестраивать давно отлаженные договорные конструкции поставки товаров в Россию.
Источник: «Экономика и жизнь»