Недавно ФНС подготовила разъяснения по налогам и внутригрупповым услугам. Они важны и для тех, кто не входит в холдинги и прочие объединения. Компаниям станет проще подтвердить расходы на услуги и работы, поскольку чиновники расширили перечень подтверждающих документов. Есть и другие полезные рекомендации.
Комментирует Андрей Кириллов, эксперт «Пепеляев Групп»:
ФНС ориентирует территориальные налоговые органы в отношении внутригрупповых услуг проводить тест:
- на мнимость/притворность сделки;
- дублирование услуг;
- на экономическую обоснованность.
На первом этапе территориальным инспекциям предписано выявлять признаки мнимости/притворности сделок в ходе контрольных мероприятий. При этом они должны руководствоваться широким перечнем фактов и обстоятельств и избегать формального подхода. При истребовании дополнительных документов в ходе контрольных мероприятий ФНС рекомендует исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также разумного соотношения объема запрашиваемых документов с объемом оказанных услуг.
Вторым этапом в ходе контрольных мероприятий в отношении внутригрупповых услуг территориальным налоговым органам вменяется в обязанность проверить, что:
- налогоплательщик одновременно не несет расходы по оплате идентичных услуг нескольким внутригрупповым иностранным поставщикам услуг;
- услуга не дублирует функционал персонала российского участника международной группы компаний.
В ходе третьего этапа контрольных мероприятий при выявлении экономической целесообразности приобретения услуги российским участником международной группы компаний ФНС предлагает руководствоваться принципами, изложенными в Итоговом отчете BEPS в разделах 8–10 «Соотнесение трансфертного ценообразования с формированием стоимости». Это значит, что экономическую оправданность затрат можно определить на основании анализа того, готова ли российская организация на сопоставимых условиях заплатить за аналогичные услуги независимому лицу или осуществить эту деятельность своими силами. Иными словами, услуга, оказанная российскому плательщику, в обязательном порядке должна представлять экономическую или коммерческую ценность с целью улучшения или поддержания состояния его бизнес-деятельности в России, а не в иностранных государствах.