В течение 30 постсоветских лет в России существовала колониальная модель экономического консалтинга. Все самые значимые проекты с российскими активами сопровождали иностранные консалтинговые фирмы: юридические, аудиторские, оценочные и др. А российских консультантов они выдавливали на уровень «обслуживания булочных».
При этом еще несколько лет назад доля иностранных юридических компаний на российском юридическом рынке оценивалась как 80% его объема1. Эту ситуацию обусловил ряд факторов. Ключевую роль в установлении политического контроля над странами-сателлитами играют транснациональные корпорации. Они получают доступ к наиболее прибыльным отраслям экономики и процессам разработки и принятия важнейших экономических решений в подчиненных странах2. Проводником этих задач выступает западная консалтинговая инфраструктура, которая следует за своими клиентами. Последним удобнее работать со своими юристами по законодательству «метрополии».
Но был и внутрироссийский спрос на применение иностранного права. В условиях отставания российского гражданского права, прежде всего корпоративного, и недоверия к российской судебной системе удобные правовые модели, прозрачное правоприменение, возможности эффективного повсеместного исполнения судебных решений и др. обеспечивались подчинением сделок преимущественно английскому праву. Пришедшие в Россию англосаксонские юристы и другие консультанты, заинтересованные в развитии юридических рынков своих стран и укреплении их доминирующего положения в мире, активно продавали свое право и зазывали простодушных местных юристов и предпринимателей в «самый справедливый суд в мире».
Полный текст статьи доступен подписчикам Zakon.ru