С учетом коэффициента-дефлятора в 2023 г. лимит для использования УСН составляет с обычной ставкой 188,6 млн руб., с повышенной – 251,4 млн руб. Получается, что УСН по обычной ставке доступна только микробизнесу, а по повышенной – самому нижнему слою малого бизнеса, но недоступна подавляющему большинству малых (отнюдь не средних) компаний.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами для малых предприятий могут предусматриваться специальные налоговые режимы и упрощенные правила ведения налогового учета. Однако с отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. норма закона стала декларативной: налоговых спецрежимов для компаний малого бизнеса попросту не осталось. В таких условиях малые предприятия по-прежнему пытаются воспользоваться режимом, предназначенным для микропредприятий, а для этого искусственно дробиться.
На этом фоне нельзя не отметить, что для крупных и крупнейших компаний за последние годы постепенно сформировался… специальный налоговый режим, предусматривающий многочисленные преференции и льготы, недоступные остальным. Консолидированная группа налогоплательщиков; налоговый мониторинг; предварительные соглашения о ценообразовании, симметричные корректировки в отношении контролируемых сделок и другие гарантии корректного пересмотра цен; РИПы, СПИКи, ТОРы и ОЭЗы; региональные льготы, предоставляемые в зависимости от размера инвестиций, соглашения о защите и поддержке капиталовложений и т. д. В результате наибольшая налоговая нагрузка приходится на компании малого и среднего бизнеса, вынужденные работать на «чистом», без специальных льгот, общем режиме.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»