Загрузка...
01.01.2023
2 мин. на чтение

Как избавиться от дробления бизнеса?

C 2021 г. для компаний малого бизнеса не осталось налоговых спецрежимов. Чтобы уменьшить налоговую нагрузку, они дробятся до размера микробизнеса. Автор статьи, руководитель аналитической службы "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов, считает, что для решения этой проблемы порог УСН надо устанавливать применительно к бизнесу, а не субъекту, и предлагает налоговый маневр.

Кто дробится?

Широко распространенное представление о том, что УСН предназначена для компаний малого бизнеса, а «дробится» средний бизнес, слишком упрощенное и не в полной мере соответствует действительности.

Количественные критерии МСП были установлены почти семь лет назад (см. текст во врезке) и с тех пор не пересматривались. При этом, по словам Президента РФ, за указанный период инфляция составила около 50%, и сегодня малым бизнесом надо бы считать компании с годовой выручкой от 180 млн до 1,2 млрд руб.

С учетом коэффициента-дефлятора в 2023 г. лимит для использования УСН составляет с обычной ставкой 188,6 млн руб., с повышенной – 251,4 млн руб. Получается, что УСН по обычной ставке доступна только микробизнесу, а по повышенной – самому нижнему слою малого бизнеса, но недоступна подавляющему большинству малых (отнюдь не средних) компаний.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами для малых предприятий могут предусматриваться специальные налоговые режимы и упрощенные правила ведения налогового учета. Однако с отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. норма закона стала декларативной: налоговых спецрежимов для компаний малого бизнеса попросту не осталось. В таких условиях малые предприятия по-прежнему пытаются воспользоваться режимом, предназначенным для микропредприятий, а для этого искусственно дробиться.

На этом фоне нельзя не отметить, что для крупных и крупнейших компаний за последние годы постепенно сформировался… специальный налоговый режим, предусматривающий многочисленные преференции и льготы, недоступные остальным. Консолидированная группа налогоплательщиков; налоговый мониторинг; предварительные соглашения о ценообразовании, симметричные корректировки в отношении контролируемых сделок и другие гарантии корректного пересмотра цен; РИПы, СПИКи, ТОРы и ОЭЗы; региональные льготы, предоставляемые в зависимости от размера инвестиций, соглашения о защите и поддержке капиталовложений и т. д. В результате наибольшая налоговая нагрузка приходится на компании малого и среднего бизнеса, вынужденные работать на «чистом», без специальных льгот, общем режиме.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

05.12.2025

Повышенный земельный налог для ускорения застройки: в ожидании позиции Верховного Суда РФ

В Верховный Суд РФ поданы жалобы по двум делам о повышающих коэффициентах земельного налога, применяемых в целях ускорен...

01.12.2025

Куда изволите жаловаться

Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп» в своей статье про то, что оспорить результат налоговой проверки...

01.12.2025

Обзор с поправками в НК РФ, ноябрь 2025

28 ноября 2025 г. Президент РФ подписал ФЗ с поправками в НК РФ. Приводим список последних изменений касаемо: страховых ...

01.12.2025

Письма Минфина и ФНС, обновления ноября 2025 г.

В ноябре 2025 года Минфин и ФНС России опубликовали серию важных писем с разъяснениями по применению налогового законода...