Загрузка...
01.01.2023
2 мин. на чтение

Как избавиться от дробления бизнеса?

C 2021 г. для компаний малого бизнеса не осталось налоговых спецрежимов. Чтобы уменьшить налоговую нагрузку, они дробятся до размера микробизнеса. Автор статьи, руководитель аналитической службы "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов, считает, что для решения этой проблемы порог УСН надо устанавливать применительно к бизнесу, а не субъекту, и предлагает налоговый маневр.

Кто дробится?

Широко распространенное представление о том, что УСН предназначена для компаний малого бизнеса, а «дробится» средний бизнес, слишком упрощенное и не в полной мере соответствует действительности.

Количественные критерии МСП были установлены почти семь лет назад (см. текст во врезке) и с тех пор не пересматривались. При этом, по словам Президента РФ, за указанный период инфляция составила около 50%, и сегодня малым бизнесом надо бы считать компании с годовой выручкой от 180 млн до 1,2 млрд руб.

С учетом коэффициента-дефлятора в 2023 г. лимит для использования УСН составляет с обычной ставкой 188,6 млн руб., с повышенной – 251,4 млн руб. Получается, что УСН по обычной ставке доступна только микробизнесу, а по повышенной – самому нижнему слою малого бизнеса, но недоступна подавляющему большинству малых (отнюдь не средних) компаний.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами для малых предприятий могут предусматриваться специальные налоговые режимы и упрощенные правила ведения налогового учета. Однако с отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. норма закона стала декларативной: налоговых спецрежимов для компаний малого бизнеса попросту не осталось. В таких условиях малые предприятия по-прежнему пытаются воспользоваться режимом, предназначенным для микропредприятий, а для этого искусственно дробиться.

На этом фоне нельзя не отметить, что для крупных и крупнейших компаний за последние годы постепенно сформировался… специальный налоговый режим, предусматривающий многочисленные преференции и льготы, недоступные остальным. Консолидированная группа налогоплательщиков; налоговый мониторинг; предварительные соглашения о ценообразовании, симметричные корректировки в отношении контролируемых сделок и другие гарантии корректного пересмотра цен; РИПы, СПИКи, ТОРы и ОЭЗы; региональные льготы, предоставляемые в зависимости от размера инвестиций, соглашения о защите и поддержке капиталовложений и т. д. В результате наибольшая налоговая нагрузка приходится на компании малого и среднего бизнеса, вынужденные работать на «чистом», без специальных льгот, общем режиме.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

20.02.2025

Китайская правовая система: законы или прецеденты, инвестиции, налоговые льготы, недвижимость и др

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берет интервью у юристов одной из самых крупных юридических компаний Китая.

Смотреть

07.05.2025

Legal Drinks: Сергей Пепеляев в гостях у Романа Бевзенко

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Сергея Пепеляева, управляющего партнера «Пепеляев Гру...

30.04.2025

Эксперты про изменение условий налогового мониторинга

Руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин отмечает, что ослабление...

28.04.2025

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских...

28.04.2025

Налоговые новости. Дайджест за 21-27 апреля 2025 г.

Главные новости: Минфин: до 2030 г. базовые налоговые условия закреплены и останутся неизменными; для предпринимателей на...