Загрузка...
24.06.2011
3 мин. на чтение

Качество против количества

Компания Best Lawyers третий год проводит исследование российского рынка, составляя список лучших юристов по практикам и «лучших из лучших». В этом году в финальный список вошел 281 юрист из 70 компаний и адвокатских бюро (в прошлом – 287 и 62 соответственно).

Большинство компаний российские или базируются в России, но в первой пятерке доминируют иностранцы (см. таблицу). С прошлого года этот список не претерпел радикальных изменений.

Девятнадцать юристов признаны «лучшими из лучших» в профильных номинациях – этот список почти полностью обновился. В прошлом году в нем было 13 человек, и лишь трое удержали позиции – Генри Резник, Сергей Пепеляев и Константин Осипов. Стало больше юристов из российских компаний – восемь из 19 юристов (в прошлом году их было лишь двое).

Методике Best Lawyers, разработанной одноименной компанией, 28 лет. Рэнкинг основан на субъективных показателях: юристов оценивают их коллеги, специалисты в тех же или смежных областях. Их просят ответить на вопрос: «Если вашему близкому другу или родственнику требуется юрист и вы не можете заняться этим делом самостоятельно, к кому вы посоветуете им обратиться?» Оценки выставляются по шкале от 1 («скорее всего, не буду рекомендовать») до 5 баллов («с большой долей вероятности порекомендую»), можно добавить плюс или минус, дополнить оценку комментариями.

Опрос проводится в несколько этапов, на каждом в список добавляются новые имена и в результате оценивают коллег только ведущие юристы страны, считают в компании Best Lawyers. Когда список перестает расширяться, выставляются окончательные оценки.

Рэнкинг Best Lawyers далеко не единственное зарубежное исследование, в котором оцениваются российские юристы. Наиболее престижными считаются Chambers и Legal 500, говорит управляющий партнер Hogan Lovells Оксана Балаян, на них в первую очередь ориентируются иностранные клиенты. В этих исследованиях компании оцениваются на основе опроса юристов и их клиентов, данных об их проектах, описания команд, рассказывает представитель «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Ольга Фролова.

В отличие от зарубежных исследователей российские при составлении универсальных рейтингов юркомпаний ориентировались в первую очередь на финансовые и другие количественные показатели. Выручка фирмы, выручка на партнера и другая статистическая информация были главным критерием при составлении и вышедшего в январе универсального рейтинга, подготовленного «Право.ру», – первого рейтинга, который охватил значительную, если не большую часть участников рынка.

Впрочем, многие крупные игроки не стали участвовать в том исследовании. А результаты их разочаровали. «Какой ужас!» – ­была первая реакция Балаян, когда она ознакомилась с итогами. Даже лидеры рейтинга не смогли скрыть удивления: во втором и даже третьем десятке встречались мировые гиганты, над ними – малоизвестные фирмы. Причина таких поразительных результатов – методика. Глобальные компании раскрывают выручку сети, а не по офисам и в результате получили по главному критерию низкие баллы или даже 0, говорит директор по развитию «Право.ру» Александр Московкин. Субъективные критерии учитывались скорее в отраслевых рейтингах, отмечает он.

Если виновата методика, значит, ее нужно менять, иначе зачем рейтинг, который не отражает ситуацию на рынке и не помогает в выборе консультанта, считает Балаян. Юридический бутик может обслуживать самые сложные проекты, вести громкие судебные процессы, оказывать уникальные услуги, но ему не сравняться по выручке с универсальными компаниями, у которых намного больше объемы работы, отмечает она. Размер компании или прибыльность – не те факторы, на которые обращают внимание клиенты при выборе консультанта, пишет редактор Chambers and Partners Кэтрин Макгрегор. Эффективность компании можно оценивать по выручке на партнера или на юриста, но и этот критерий не всегда свидетельствует о качестве услуг, согласен управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. «Высокий показатель выручки на партнера в том числе может быть результатом разовых сделок и не отражать зрелость конкретной практики фирмы», – считает глава отдела развития бизнеса Allen & Overy Екатерина Горчакова. Чтобы оценить качество услуг, нужно изучать проекты – их масштаб, сложность, значение для отрасли, считает Балаян.

Впрочем, строчки в российских рейтингах слабо влияют на бизнес крупных юрфирм, солидарны опрошенные «Ведомостями» юристы. Такого же мнения придерживаются и их клиенты – крупный бизнес. Нанимают не юрфирму, а юриста, говорят директор судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер и советник финансового директора «Онэксима» Ирина Шарандина. Но международный рейтинг, по словам Шарандиной, может повлиять на выбор консультанта для международного проекта, когда привлекается иностранная компания.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

28.03.2024

Охраняемые законом интересы, или Эссе о пользе изучения доктрины

В данном эссе руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов покажет на трех ...

26.03.2024

ФНС начислила почти 8 млрд рублей штрафов за налоговые нарушения

В 2023 г. ФНС начислила гражданам и бизнесу 7,9 млрд руб. штрафов за налоговые правонарушения, установленные 16-й главой...

26.03.2024

В РСПП рассказали о переговорах по поправкам в закон о приватизации

В проекте концепции по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, подготовленном Российским союзом промышленников...

25.03.2024

Мачты связи на крышах превратились в головную боль для бизнеса и Смольного

Смольный и бизнес не могут договориться, чем являются мачты сотовой связи на крышах зданий — частью строительства или...