На этом фоне по информации из СМИ, в марте 2020 г. Минэкономразвития предложило меры поддержки для ориентированных на экспорт IT-компаний особой экономической зоны (ОЭЗ). Также по инициативе Минэкономразвития в начале июня были представлены для общественного обсуждения законопроекты "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ" и "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"". Согласно законопроектам 4 типа ОЭЗ объединены в 2: ОЭЗ и портовые ОЭЗ (ПОЭЗ). Для целей настоящей статьи нас интересует 1-ый тип ОЭЗ. В ОЭЗ возможно осуществление деятельности в том числе в сфере технологий, инноваций и IT. Среди налоговых мер поддержки: 7% (вместо 13%) – налоговая ставка НДФЛ для сотрудников ОЭЗ, осуществляющих деятельность в области информации и связи, непосредственно для резидентов ОЭЗ – 0% налоговая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, сроком на 5 лет, от 0% до 13,5%, - в части, зачисляемой в региональные бюджеты, сроком на 6 - 10 лет, 14 % - ставка по страховым взносам сроком на 10 лет для компаний, осуществляющих деятельность в области информации и связи. Предполагается, что указанные изменения в случае их принятия вступят в силу с 1 января 2021 г.
С принятием правительственного законопроекта эти нормы будут преодолены, а для IT-компаний будет действовать общая ставка по налогу на прибыль в размере 3% (3% - в федеральный бюджет, 0% - в региональный). Право на применение пониженной ставки получат IT-организации, которые будут отвечать требованиям, аналогичным тем, которые в настоящее время установлены для применения пониженных тарифов страховых взносов, о чём более подробно ниже.
Особенно чувствительным вопросом для IT-компаний является размер уплачиваемых страховых взносов. Поскольку основным ресурсом таких компаний являются сотрудники, то, конечно, связанные с ними расходы – это основная статья затрат. Для IT-компаний действуют пониженные ставки страховых взносов (в настоящее время совокупная ставка составляет 14% до 2023 года). Правда, возможность их применения зависит от соблюдения ряда условий: (1) IT-компания должна получать не менее 90% доходов от реализации ПО и прав на него, оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению ПО, баз данных, (2) у IT-компании должен быть документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области IT или свидетельство, удостоверяющее регистрацию организации в качестве резидента ОЭЗ, (3) средняя численность работников должна быть не менее 7 человек. Если последние два критерия на практике не вызывают большого числа споров, то вопрос о соблюдении условия о 90% доле доходов решается не так однозначно. Например, правоприменительная практика исходит из того, что компания, реализующая ПО третьего лица, даже при условии его установки и сопровождения, для целей применения льготных ставок не может включить в доходы от IT-деятельности выручку от реализации ПО. Не всегда очевидно применение льготы компаниями, которые занимаются доработкой ПО, приобретенного у третьего лица для последующей реализации усовершенствованного продукта. В дополнение к возникающим сложностям отметим, что пониженные ставки страховых взносов не распространяются на компании, предоставляющие услуги на основе облачных технологий, услуги по анализу данных и машинному обучению.
Правительственный законопроект предлагает для IT-компаний пониженную совокупную ставку страховых взносов 7,6 % (на обязательное пенсионное страхование - 6%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 %, на обязательное медицинское страхование - 0,1 %). Условия для применения пониженных ставок прежние, а вот к видам выручки, учитываемой при определении доли дохода (не менее 90%) от IT-длительности добавились ограничения, аналогичные ограничением, предусмотренным для применения пониженной ставки по налогу на прибыль. Кроме того, не смогут учитываться доходы от уступки прав требования долга, возникшего при учёте доходов от IT-деятельности. В результате получится, что IT-компания – работодатель должна будет уплачивать страховые взносы по различным ставкам в зависимости от того, разработкой какого продукта занят его сотрудник: повышенная ставка для сотрудника, разрабатывающего онлайн платформу для торговли и рекламы, и пониженная ставка – для любого иного российского IT-продукта, не являющегося исключением для целей применения льготы. И опять пространство для споров в ситуациях, когда сотрудники выполняют задачи различного рода, а также риск, что при попытке реструктурировать бизнес налоговые органы предъявят претензии, связанные с "дроблением" бизнеса.
Очевидно, что потребность IT-отрасли в налоговом манёвре, направленном на создание благоприятного налогового климата для компаний этого рынка, высока, однако предлагаемые налоговые меры поддержки связаны с существенными ограничениями. Государство, как мы видим, готово поддерживать только российские IT-компании и только в рамках тех продуктов, которые не связаны с электронной коммерцией и/или рекламой.