Загрузка...
09.10.2014
3 мин. на чтение

Использование кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества для исчисления налога на недвижимое имущество

Согласно предложенному Минфином России совместно с Минэкономразвития России проекту поправок к проекту федерального закона № 51763-4 в качестве налоговой базы для налога на недвижимое имущество предлагается использовать не инвентаризационную стоимость, а кадастровую стоимость объектов недвижимости.


Прецеденты использования кадастровой стоимости в качестве налоговой базы свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка может существенно возрасти, а установленные законом способы снизить ее недостаточно эффективны. При этом предлагаемое снижение ставки налога вряд ли будет сдерживать увеличение налогового беремени.

Кадастровая стоимость сейчас используется как основа для исчисления земельных платежей, а также для исчисления налога на имущество организаций в отношении ряда особых объектов недвижимости (деловых центров, торговых комплексов, офисных зданий и др.). Она определяется оценщиком по результатам исполнения государственного заказа. Заказчиком выступает исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Во многих случаях определенная таким образом кадастровая стоимость оказалась в разы больше рыночной. Существенно возросли размеры платежей, исчисляемых на основании такой стоимости.

В такой ситуации актуальными стали вопросы оспаривания кадастровой стоимости. В соответствии с действующим законодательством оспорить результаты определения кадастровой стоимости можно в специальной комиссии или в арбитражном суде. 

Оспаривание в административном порядке оказалось неэффективным. Комиссии, созданные при Управлениях Росреестра по субъектам, отклоняют большинство подаваемых заявлений без какой-либо мотивировки.
В результате суды перегружены исками об оспаривании решений комиссий и пересмотре кадастровой стоимости. В 2013 году судами было рассмотрено более 9 000 таких исков. 

Практика рассмотрения указанных споров обнажила большое количество проблем, из-за которых истцы не в состоянии защитить свои права на уплату экономически обоснованного налога. Так, например, во многих субъектах РФ (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) работы по определению кадастровой стоимости стали проводиться ежегодно. Ежегодно утверждается новая кадастровая стоимость, на основании чего истцы получают отказы в исках. В этом случае процедура оспаривания кадастровой стоимости фактически не функционирует. Новый иск вновь потеряет смысл с утверждением новой стоимости в конце года. При этом согласно текущей судебной практике вернуть переплаченные ранее платежи нельзя.

Судебная практика по этой категории споров сейчас еще только формируется, позиции судов к разрешению схожих вопросов зачастую диаметрально различаются. Однако можно утверждать, что проблем в области кадастровой оценки масса. 
Введение в такой ситуации нового налога, что затронет интересы широких слоев населения, может эти проблемы существенно обострить.

Можно прогнозировать увеличение числа судебных споров. Физические лица и сейчас могут обжаловать результаты определения кадастровой стоимости. Однако в настоящее время на оспаривание стоимости, как правило, «отваживаются» крупные землевладельцы и собственники недвижимости когда переплаты исчисляются миллионами рублей. С принятием законопроекта суды, и так перегруженные работой, могут не справиться с наплывом однотипных исков от граждан – налогоплательщиков.
Иной проблемой может явиться изменение подведомственности споров об оспаривании кадастровой стоимости. Законопроект, внесенный Президентом РФ в Государственную Думу, предусматривает исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости и отнесение рассмотрения дел указанной категории к компетенции судов общей юрисдикции . Арбитражные суды вырабатывают подходы к разрешению «кадастровых» споров на протяжении нескольких лет. Немаловажную роль в этом играет Высший Арбитражный Суд РФ (который, впрочем, скоро будет упразднен). В системе судов общей юрисдикции какие-либо системообразующие наработки и разъяснения отсутствуют.
В целом процедура оспаривания в суде (с учетом обжалования судебных актов) может затянуться на несколько лет. А учитывая другую законодательную инициативу, в соответствии с которой стоимость сначала в обязательном порядке надо будет оспаривать в комиссии – срок может еще увеличиться.

Недостаточная эффективность предлагаемых средств снижения завышенной кадастровой стоимости может привести к росту социальной напряженности.

До введения рассматриваемого налога следует обобщить и проанализировать существующую практику применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.

С нашей точки зрения, прежде всего, подлежат пересмотру нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости. Колоссальная разница между рыночной и кадастровой стоимостью создает необходимость оспаривания последней. Причины образования такой разницы должны быть устранены.

Должна быть оптимизации работа комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Как указывалось выше, сейчас решения комиссий в основном отрицательные и заявители вынуждены обжаловать их в суде.
И наконец в судебной системе должны быть выработаны однозначные подходы к разрешению «кадастровых» споров. Процедура оспаривания должна быть быстрой и эффективной, лишенной «подводных камней».

 Источник


Вас также может заинтересовать

02.02.2023

Зелёные риски: контроль за экологическими нормами ужесточится

«2022 год обошёлся без громких экологических катастроф, но количество судебных дел о возмещении вреда природе продолжает...

01.02.2023

Трансформация комплаенса в корпоративном секторе

Последние годы российский бизнес сталкивается с большим количеством новых рисков. Особенно остро они проявились в связи ...

01.02.2023

Юррынок труда — 2022: переходы и тенденции

Представьте новогоднюю игрушку — шар с искусственным снегом внутри. Российский юррынок 2022 года можно сравнить с ним, где...

31.01.2023

Что думает отрасль об увеличении штрафов за продажу лекарств без рецепта

В Госдуму 17 января внесли законопроект о штрафах за продажу лекарств из перечня предметно-количественного учета (ПКУ) без...

X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать