Загрузка...

В фокусе внимания: первый и второй мультиплексы в Интернете

Высокие темпы роста ТВ-смотрения, обусловленные в том числе появлением новых платформ, сайтов и мобильных приложений, оказались в фокусе внимания законодателя. Ключевой проблемой в сфере цифровизации медиарынка субъекты законодательной инициативы считают отсутствие эффективных механизмов контроля вещателей над содержанием телеканалов, распространяемых в сети Интернет.

По мнению законодателей, проблема обусловлена, с одной стороны, несанкционированной вещателями трансляцией в Сети обязательных общероссийских общедоступных телеканалов (ОООТ), с другой стороны, пиратским распространением владельцами информационных ресурсов телеканалов в сети Интернет.

Следствием этого ­стало принятие 12 ноября 2019 года Государственной думой РФ в первом чтении законопроекта №759960‑7, который обязует вещателей для трансляции ОООТ в Интернете заключить договор с уполномоченной Роскомнадзором организацией, через сайт которой будет осуществляться распространение. Также закон предписывает владельцам информационных ресурсов заключать договор с вещателями и той же уполномоченной организацией. А обязательным условием данного договора является использование программного обеспечения уполномоченной организации.

Исходя из обозначенной выше проблемы, прописанной инициаторами законопроекта в пояснительной записке, логично предположить, что решать нужно две задачи. Во-первых, обеспечить, чтобы оператор связи осуществлял трансляцию ОООТ в сети Интер­нет санкционированно, то есть с разрешения вещателей. Во-вторых, добиться того, чтобы владельцы информационных ресурсов осуществляли распространение ОООТР в сети Интернет легально.

Позволяет ли решать эти задачи действующее правовое регулирование? Федеральный закон "О связи" не то, что дает право, а обязывает операторов связи, оказывающих услуги связи для целей телевизионного или радиовещания (за исключением проводного вещания) на основании лицензии, осуществлять трансляцию ОООТ без взимания платы с абонентов, без заключения с вещателями ОООТ договоров и без взимания с них платы (п. 4 ст. 46). В связи с этим возникает закономерный вопрос. Если проблема в отсутствии "санкции" вещателя на трансляцию операторами ОООТ (законодательно установленной), то достаточно просто обязать операторов заключать договор с вещателем. Если же эта проблема обсуждается только применительно к распространению телеканалов в сети Интернет, то возникает масса других вопросов.

Действительно ли тут требуется специальное регулирование? Или стоит задача запретить операторам связи распространять ОООТ в рамках услуги IPTV? Видимо, не просто так приведенный выше п. 4 ст. 46 предложено дополнить положением о том, что он не применяется к распространению ОООТ в Интернете. Получается, законопроект решает другие, не заявленные в нем задачи. К тому же, принимая во внимание, что операторы связи распространяют не только ОООТ, но и другие телеканалы, то заключение договоров с вещателями является обычной деловой практикой. При этом права вещателей всегда гарантированы возможностью обратиться в суд, если оператор сделал что-то несанкционированно. В большинстве случаев оператор, помимо прочего, несет риски административной ответственности (вплоть до приостановления и аннулирования действия лицензии) в случае неисполнения лицензионных условий. И уж совсем с заявленными законодателями задачами расходится предложенное ограничение права самих ОООТ на самостоятельное вещание в Интернете.

Задача борьбы с распространением пиратского контента в Интернете ставилась уже неоднократно. В результате, например, уже в 2015 году в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были внесены поправки, закрепившие порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских или смежных прав (включая блокировку нелегального ресурса). В 2017 году были прописаны обязанности владельца аудиовизуального сервиса, а Роскомнадзор был наделен функцией осуществления контроля за соблюдением соответствующими лицами законодательных требований. Если такое регулирование не решает задачу борьбы с пиратством, то нужно ставить вопрос о принципиальном изменении подходов к регулированию в области защиты авторских и смежных прав, а не пытаться "латать" законодательство путем закрепления в нем монополии уполномоченной организации для распространения ОООТ в Интернете.

Наконец, в пояснительной записке прямо указано, что законопроект №759960‑7 направлен на формирование единого информационного пространства. Возможно ли это в условиях выведения из-под регулирования антимонопольным законодательством уполномоченной организации? Ответ очевиден. Будем надеяться, что в оставшееся до второго чтения время в законопроект предложат поправки, которые будут направлены на формирование единого информационного пространства и здоровой конкурентной среды. Ведь именно это было предписано еще в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением президента Российской Федерации от 23.11.1995 № Пр-1694.

Источник: «Стандарт»

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

24.01.2023
«Пепеляев Групп» запустила проект «История компании»
30.12.2022
Ключевые проекты «Пепеляев Групп» в 2022 г.
23.12.2022
Елена Соколовская рассказала в РСПП о применении и развитии методик антимонополь...
19.12.2022
Айдар Султанов победил в номинации «Публикация года» премии ОКЮР
07.12.2022
«Пепеляев Групп» и «Актион право» подготовили совместный авторский курс по налог...
05.12.2022
Уроки по комплаенсу с регулятором
05.12.2022
Практики и отраслевые группы «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся резу...
02.12.2022
БФ «Содействие лекарственному обеспечению» учрежден при поддержке «Пепеляев Груп...
X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать