Загрузка...
23.12.2019
3 мин. на чтение

В фокусе внимания: первый и второй мультиплексы в Интернете

Высокие темпы роста ТВ-смотрения, обусловленные в том числе появлением новых платформ, сайтов и мобильных приложений, оказались в фокусе внимания законодателя. Ключевой проблемой в сфере цифровизации медиарынка субъекты законодательной инициативы считают отсутствие эффективных механизмов контроля вещателей над содержанием телеканалов, распространяемых в сети Интернет.

По мнению законодателей, проблема обусловлена, с одной стороны, несанкционированной вещателями трансляцией в Сети обязательных общероссийских общедоступных телеканалов (ОООТ), с другой стороны, пиратским распространением владельцами информационных ресурсов телеканалов в сети Интернет.

Следствием этого ­стало принятие 12 ноября 2019 года Государственной думой РФ в первом чтении законопроекта №759960‑7, который обязует вещателей для трансляции ОООТ в Интернете заключить договор с уполномоченной Роскомнадзором организацией, через сайт которой будет осуществляться распространение. Также закон предписывает владельцам информационных ресурсов заключать договор с вещателями и той же уполномоченной организацией. А обязательным условием данного договора является использование программного обеспечения уполномоченной организации.

Исходя из обозначенной выше проблемы, прописанной инициаторами законопроекта в пояснительной записке, логично предположить, что решать нужно две задачи. Во-первых, обеспечить, чтобы оператор связи осуществлял трансляцию ОООТ в сети Интер­нет санкционированно, то есть с разрешения вещателей. Во-вторых, добиться того, чтобы владельцы информационных ресурсов осуществляли распространение ОООТР в сети Интернет легально.

Позволяет ли решать эти задачи действующее правовое регулирование? Федеральный закон "О связи" не то, что дает право, а обязывает операторов связи, оказывающих услуги связи для целей телевизионного или радиовещания (за исключением проводного вещания) на основании лицензии, осуществлять трансляцию ОООТ без взимания платы с абонентов, без заключения с вещателями ОООТ договоров и без взимания с них платы (п. 4 ст. 46). В связи с этим возникает закономерный вопрос. Если проблема в отсутствии "санкции" вещателя на трансляцию операторами ОООТ (законодательно установленной), то достаточно просто обязать операторов заключать договор с вещателем. Если же эта проблема обсуждается только применительно к распространению телеканалов в сети Интернет, то возникает масса других вопросов.

Действительно ли тут требуется специальное регулирование? Или стоит задача запретить операторам связи распространять ОООТ в рамках услуги IPTV? Видимо, не просто так приведенный выше п. 4 ст. 46 предложено дополнить положением о том, что он не применяется к распространению ОООТ в Интернете. Получается, законопроект решает другие, не заявленные в нем задачи. К тому же, принимая во внимание, что операторы связи распространяют не только ОООТ, но и другие телеканалы, то заключение договоров с вещателями является обычной деловой практикой. При этом права вещателей всегда гарантированы возможностью обратиться в суд, если оператор сделал что-то несанкционированно. В большинстве случаев оператор, помимо прочего, несет риски административной ответственности (вплоть до приостановления и аннулирования действия лицензии) в случае неисполнения лицензионных условий. И уж совсем с заявленными законодателями задачами расходится предложенное ограничение права самих ОООТ на самостоятельное вещание в Интернете.

Задача борьбы с распространением пиратского контента в Интернете ставилась уже неоднократно. В результате, например, уже в 2015 году в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были внесены поправки, закрепившие порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских или смежных прав (включая блокировку нелегального ресурса). В 2017 году были прописаны обязанности владельца аудиовизуального сервиса, а Роскомнадзор был наделен функцией осуществления контроля за соблюдением соответствующими лицами законодательных требований. Если такое регулирование не решает задачу борьбы с пиратством, то нужно ставить вопрос о принципиальном изменении подходов к регулированию в области защиты авторских и смежных прав, а не пытаться "латать" законодательство путем закрепления в нем монополии уполномоченной организации для распространения ОООТ в Интернете.

Наконец, в пояснительной записке прямо указано, что законопроект №759960‑7 направлен на формирование единого информационного пространства. Возможно ли это в условиях выведения из-под регулирования антимонопольным законодательством уполномоченной организации? Ответ очевиден. Будем надеяться, что в оставшееся до второго чтения время в законопроект предложат поправки, которые будут направлены на формирование единого информационного пространства и здоровой конкурентной среды. Ведь именно это было предписано еще в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением президента Российской Федерации от 23.11.1995 № Пр-1694.

Источник: «Стандарт»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

16.04.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 23 марта – 16 апреля 2024 г.

Главные новости: Количество судебных разбирательств вокруг использования ИИ выросло; подписан закон о недискриминационном...

25.03.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 31 января – 22 марта 2024 г.

Главные новости: Правительство отменило мораторий на антимонопольные проверки ИТ-компаний; Роскомнадзор предложил...

27.02.2024

Интервью с Натальей Коваленко - партнером компании «Пепеляев Групп»

Интервью с партнером компании «Пепеляев Групп» Натальей Коваленко

31.01.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 11–30 января 2024 г.

Главные новости: Правительство утвердило обновленные правила оказания услуг связи; принят законопроект об усилении ...