В минувшую пятницу первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что обсуждаются три варианта развития взаимоотношений с иностранными партнерами на фоне экономической ситуации и санкционной политики. По его словам, компании могут продолжить работу; иностранные акционеры, уходящие из РФ, могут передать доли местным партнерам, а затем вернуться; иностранные компании, закрывающие производства, пройдут процедуру ускоренного банкротства. При этом, говорил Белоусов, прекращение работы компании в России может расцениваться как фактически умышленное банкротство.
"Об ускоренной процедуре банкротства правительство РФ говорит в контексте необходимости сохранения бизнеса уходящей с рынка компании и недопущения увольнения ее сотрудников. Поскольку это предполагает передачу функций управления компанией некоему лицу. Речь идет о некоем аналоге процедуры внешнего управления. При этом, вероятно, речь идет о возможности введения этой процедуры в качестве первой, вместо процедуры наблюдения. Возможно, что будут установлены сокращенные сроки рассмотрения судом соответствующего заявления", - говорит партнер юркомпании "Пепеляев Групп" Юлия Литовцева.
По ее мнению, такой подход достаточно фантастичен, поскольку главным условием функционирования бизнеса будут являться экономические предпосылки. "И если такая компания не имеет возможности в силу применяемых санкций получать соответствующее сырье и комплектующие, получать финансирование, оказывать услуги и т. п., то механизм ускоренного банкротства не даст нужного результата. Да и по сути, это будет означать существенное нарушение прав иностранных участников (акционеров) компании, отстраняемых от управления, добавляет Литовцева.
Литовцева напоминает, что отсутствие долгов у компании само-по себе не препятствие ее банкротству. Наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о невозможности исполнить обязательства, даже сроки которых еще не наступили, предоставляет компании право инициировать свое банкротство. Но если нет препятствий для исполнения текущих и будущих обязательств, банкротство невозможно.
"Действующее законодательство не предоставляет государству возможность обанкротить компанию, не имеющую обязательств перед бюджетом. До 1998 года такое право было у прокурора в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Нельзя исключить возрождение аналогичной нормы или предоставление соответствующих полномочий иному специальному, уполномоченному в сфере банкротства органу", - говорит Литовцева.
Источник: «Интерфакс»