Загрузка...
14.09.2016
3 мин. на чтение

Равенство в Сети: меры по защите российских интернет-магазинов

Последний год не утихают споры о необходимости защитить российские интернет-магазины, на товары которых стремительно снижается спрос в отличие от товаров иностранных игроков с более низкими ценами. Однако вопросы, смогут ли предложенные меры уравнять условия конкуренции между российскими и иностранными участниками рынка и какую роль играет ФАС России в обсуждении этой проблемы, остаются открытыми.

Не секрет, что увеличение спроса на товары в иностранных интернет-магазинах (в особенности китайских) обусловлено в первую очередь значительной разницей в их цене по сравнению с ценой на те же товары, предлагаемой российским сегментом торговли в Сети.

Эта проблема обсуждалась на первом российском форуме «Интернет Экономика» в конце 2015 г. По итогам дискуссии Президент РФ поручил ФАС России совместно с другими заинтересованными ведомствами и АНО «Институт развития Интернета» до 1 сентября 2016 г. представить предложения по внесению изменений в налоговое законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения деятельности российскими компаниями с использованием сети «Интернет».

Представители Ассоциации компаний интернет-торговли (далее – АКИТ), выдвинувшие предложение о введении НДС на товары, приобретаемые у зарубежных игроков, указывают на то, что российский сегмент не в состоянии конкурировать с иностранцами, которые в отличие от отечественных интернет-магазинов освобождены от уплаты ряда налогов и сборов. Это и обусловливает значительную разницу в цене на сопоставимую продукцию. В свою очередь потребитель выбирает иностранный сегмент. Представители АКИТ в поддержку своей инициативы также указывают на то, что введение налога повлечет существенное увеличение поступлений в российский бюджет, что положительно скажется на экономике страны.

К разработке мер по созданию равных условий для конкуренции российских и иностранных интернет-магазинов привлечена ФАС России. Поручение Президента РФ реализуется в рамках обсуждений как в антимонопольном ведомстве на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий, так и на различных форумах и в рабочих группах.

Тем не менее остается неясным, входит ли этот вопрос в компетенцию ФАС России, притом что данное нововведение напрямую затрагивает налоговое регулирование, а не сферу антимонопольного контроля.

С учетом текущей правоприменительной практики антимонопольного ведомства можно предположить, что ФАС России может квалифицировать неуплату налогов и сборов иностранными интернет-магазинами как недобросовестную конкуренцию, выраженную в достижении преимущества зарубежными участниками рынка перед российскими. Однако такая квалификация действий иностранных интернет-магазинов представляется сомнительной.

На практике решения антимонопольных органов об установлении недобросовестной конкуренции, выразившейся в нарушении налогового законодательства, крайне немногочисленны, а также успешно оспорены ответчиками в судах. По мнению судов, чтобы квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию, недостаточно установить лишь один элемент состава этого правонарушения – противоречие законодательству. Необходимо доказать наличие и других обязательных элементов, в том числе конкретные преимущества, полученные хозяйствующим субъектом в результате недобросовестной конкуренции, а также их направленность на незаконное получение преимуществ в ущерб конкурентам.

В противном случае любое нарушение каких-либо законодательных требований потенциально можно считать актом недобросовестной конкуренции, поскольку по такой логике недобросовестный субъект всегда будет в более выгодном положении по сравнению с добросовестным. Этот подход, на наш взгляд, абсолютно нелогичный и неоправданно расширяет полномочия ФАС России в части рассмотрения вопросов, выходящих за пределы ее компетенции.

Скорее всего, инициатива АКИТ не приведет к положительным изменениям в сфере интернет-торговли по нескольким причинам. Во-первых, введение НДС для иностранных игроков вряд ли увеличит цену на товары настолько, что она станет сопоставимой с ценой в российском сегменте рынка. Во-вторых, сам способ решения проблемы представляется неверным. Для создания справедливой конкуренции российским интернет-магазинам следует не просить государство принудительно уравнять цены, а поставлять товары, которые могли бы успешно конкурировать по цене и качеству с иностранными.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q