Загрузка...
20.10.2025
3 мин. на чтение
EcoStandard.journal

Обзор судебной практики по спорам, связанным с эксплуатацией ОРО и обращением с отходами

В обзоре приведены правовые позиции судов, о привлечении к административной ответственности за нарушения природоохранных требований, включая нарушения лицензионных требований по обращению с отходами. Обзор поможет оценить риски при эксплуатации объектов размещения отходов и представления в контролирующие органы отчетных документов, а также раскрывает правовые последствия процессуальных нарушений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Обезвреживание отходов без лицензии

Обществом оспорено привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, за обезвреживание отходов в отсутствие лицензии. Общество указало:
  1. что технологическим циклом золотоизвлекательной фабрики предусмотрены система гидротранспорта хвостов и складирования их в хвостохранилище (объект размещения отходов (хвосты) V класса опасности);
  2. технологические растворы в месте сброса в хвостохранилище не являются отходом и задействованы в системе оборотного водоснабжения замкнутого цикла;
  3. Общество не осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов.
Административный орган (Росприроднадзор) возразил о наличии оснований для привлечения к ответственности, поскольку:
  1. поступающие в хвостохранилище по трубопроводу в жидком виде отходы имеют II класс опасности, которые с течением времени изменяют свое агрегатное состояние на пастообразное, становясь отходами III класса опасности;
  2. изменив химический (физический) состав размещаемых на хвостохранилище отходов, Общество осуществило обезвреживание отходов в отсутствие лицензии.
Суды согласились с позицией Росприроднадзора.

Постановление АС УО от 12.08.2025 по делу № А76-41355/2024

Загрязнение почв при эксплуатации ОРО

Лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов (далее — ОРО) обжаловано постановление о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ по результатам проверки Управления Росприроднадзора за загрязнение почв в результате эксплуатации ОРО.

Суд первой инстанции посчитал, что обжалуемое постановление является обоснованным.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводам, что оснований для привлечения к административной ответственности не имеется, указав следующее.
  1. Протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние и формулируется вменяемое обвинение, выходить за пределы которого недопустимо (постановления Верховного Суда РФ от 03.06.2016 № 11-АД16-4, от 03.06.2016 № 11-АД16-5, от 28.07.2016 № 6-АД16-2, от 25.08.2016 № 11-АД16-16, от 14.11.2016 № 11-АД16-20, от 26.06.2017 № 14-АД17-5, от 13.03.2019 № 18-АД19-12, от 09.04.2021 № 18-АД21-9-К4), однако судом первой инстанции при вынесении решения были учтены доводы о нарушениях обязательных требований, приведенные Росприроднадзором в объяснениях по делу, и которые не были отражены в протоколе.
  2. Допущение при эксплуатации ОРО превышения фоновых значений химических показателей на прилегающей к ОРО территориях, подлежит квалификации по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ являющейся в случаях повлекших загрязнение почв нарушений природоохранного законодательства при размещении отходов специальной по отношению к ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ нормой (постановления Восьмого КСОЮ от 07.02.2025 № 16-588/2025, Шестого КСОЮ от 10.02.2023 № 16-350/2023, Седьмого КСОЮ от 19.10.2021 № 16-5343/2021). Между тем, переквалификация правонарушения невозможна, поскольку санкция ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ выше санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
  3. В соответствии с абз. первым и подп. «а» п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467), нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и почв определяются на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, аналогичным образом определена точка отбора проб почв в представленной в дело программе мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды ОРО.
  4. Принимая в качестве доказательства негативного воздействия на почву результаты исследования пробы почвы, отобранной не на границе земельного участка ОРО, а на расстоянии 404 м от указанной границы, Росприроднадзор не исследовал негативное воздействие на почву в месте отбора пробы деятельности иных лиц, в т. ч. при проведении мероприятий по расчистке просеки охранной зоны линии электропередачи ( Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160), и не привел в постановлении доказательств, подтверждающих исключение такого негативного воздействия.
Решение Красноярского краевого суда от 25.06.2025 по делу № 7р-520/2025

Полная версия статьи доступна на сайте  EcoStandard.journal.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

05.05.2025

Новости экологии: дороги в водоохранных зонах, обращение с твердыми отходами (ТКО) и др.

Сегодня в ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время: в Го...

Смотреть

07.11.2025

Адвокат отстоял в кассации право комбината на восстановление лицензии на право пользования участками недр

Суд округа поддержал нижестоящие инстанции, выявившие необоснованное аннулирование региональным министерством ранее выданной...

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...