В рамках дел, связанных со злоупотреблением доминирующим положением, ФАС устанавливает:
-
занимает ли компания долю на рынке реализации препарата более 50% (а в отдельных случаях — более 35%),
-
ограничивает ли компания своими действиями конкуренцию и (или) ущемляет интересы других участников рынка.
Среди часто выявляемых нарушений такого рода в фармотрасли фигурируют установление монопольно высокой цены на лекарственный препарат, а также необоснованный отказ от поставки препаратов дистрибьютору.
Установление монопольно высокой цены
ФАС, ориентируясь на запрет доминантам устанавливать и поддерживать монопольно высокие цены, проводит мониторинг ценообразования, в том числе на аптечном рынке лекарств, не включенных в Перечень ЖНВЛП.
Первым за последнее время случаем привлечения к ответственности за повышение цен на лекарство стало дело по рецептурному препарату «Ко-Дальнева» (МНН амлодипин + индапамид + периндоприл).
Позиция ФАС
ФАС, проведя проверку по жалобе потребителя о повышении цен на препарат «Ко-Дальнева», признала компанию доминантом на рынке этого препарата, поскольку в 2022—2023 годах в России не было аналогов (препаратов с тем же МНН и дозировкой).
По мнению службы, рост цены был связан не только с увеличением себестоимости, но и с ростом прибыли компании-импортера, что, в свою очередь, рассматривается надзорным органом как признак установления монопольно высокой цены на препарат.
ФАС вынесла фармкомпании предписание о нарушении антимонопольного законодательства с требованием установить экономически обоснованную цену на отдельные дозировки препарата и обязала уплатить штраф4 (решение ФАС на момент выхода номера не опубликовано, размер штрафа неизвестен).
От 300 тыс. до 1 млн руб. предусмотрен штраф за злоупотребление доминирующим положением, если такое злоупотребление приводит к ущемлению интересов других лиц.
Потенциально вместо штрафа ФАС может принять решение о взыскании в федеральный бюджет всего дохода, полученного от незаконной деятельности. Такой подход уже дважды был опробован службой в рамках дел о недобросовестной конкуренции с использованием изобретения7, но пока еще не применялся по делам в отношении установления монопольно высокой цены на фармрынке.
15% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара составляет оборотный штраф, если нарушения привели к ограничению конкуренции.
Полная версия статьи доступна подписчикам газеты «Фармацевтический Вестник».