Загрузка...
12.06.2015
3 мин. на чтение

Колонка главного эксперта журнала "Конкуренция и право"

20 марта вступил в силу Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон сузил возможность привлечения лица к уголовной ответственности за ограничение конкуренции, декриминализировав неоднократное злоупотребление доминирующим положением в форме установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок.

Законодатель также уточнил объективную сторону состава преступления, исключив ответственность за недопущение или устранение конкуренции. К уголовной ответственности будут привлекать только за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами картеля, запрещенного антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило крупный (особо крупный) ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном (особо крупном) размере.

Кроме того, в десять раз увеличены пороговые значения, необходимые для квалификации противоправного деяния в сфере антимонопольного регулирования в качестве преступления, а именно: определяющие «доход в крупном размере» (свыше 50 млн руб.), «доход в особо крупном размере» (свыше 250 млн руб.), «крупный ущерб» (свыше 10 млн руб.), «особо крупный ущерб» (свыше 30 млн руб.).

Такое существенное повышение показателей дохода и ущерба будет способствовать тому, чтобы уголовному преследованию подвергались только лица, чьи противоправные деяния действительно опасны для конкуренции.

Закон в дополнение к уже имеющимся ввел новое условие освобождения от уголовной ответственности – если лицо первым из соучастников преступления добровольно сообщит о его совершении.

Поскольку освобождение от ответственности возможно лишь при совокупности всех условий, введение дополнительного условия может быть расценено как ухудшающее положение иных участников картеля, сообщивших о совершении преступления уже позднее. Следовательно, новая редакция ст. 178 по смыслу ст. 10 УК РФ обратной силы не имеет и должна применяться к отношениям, возникшим после вступления в силу Закона, то есть после 20 марта 2015 г.

С учетом ранее существовавших случаев возбуждения уголовных дел по рассматриваемой статье УК РФ при освобождении лиц от административной ответственности (примечание 1 к ст. 14.32 КоАП РФ) введение дополнительного условия может и не привести к унификации практики освобождения от административной и уголовной ответственности за создание картеля.

Новая редакция примечания 3 к ст. 178 УК РФ прямо не предусматривает возможности освобождения должностных лиц или иных работников юридического лица от уголовной ответственности в случае, если такое юридическое лицо (соответствующее должностное лицо, иной работник) было ранее освобождено от административной ответственности в порядке, предусмотренном в примечании 1 к ст. 14.32 КоАП РФ. Напротив, если имеются признаки совершенного преступления, подпадающего под ст. 178 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности по основаниям, указанным в этом примечании, возможно исключительно в рамках уголовно-правовых процедур и при наличии всех условий.

Следует отметить, что постановление антимонопольного органа о прекращении производства по делу в связи с освобождением от административной ответственности в порядке, установленном в примечании 1 к ст. 14.32 КоАП РФ, не будет иметь преюдициального значения по смыслу ст. 90 УПК РФ для уголовного процесса. Оно может быть лишь приобщено к материалам дела как доказательство в качестве иного документа (п. 6 ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ), которому может быть дана соответствующая оценка в совокупности с другими доказательствами.

Таким образом, освобождение организаций и их сотрудников от административной ответственности в порядке примечания 1 к ст. 14.32 КоАП РФ не исключает риска возможного уголовного преследования таких должностных лиц по ст. 178 УК РФ.

Внесенные изменения в целом свидетельствуют о том, что законодатель либерализовал уголовную ответственность за ограничение конкуренции, предусмотрев ее за самые опасные нарушения антимонопольного законодательства – картели. Это соответствует зарубежным подходам.

Вместе с тем с учетом ранее существовавших случаев возбуждения уголовных дел по ст. 178 УК РФ при освобождении лиц от административной ответственности в порядке примечания 1 к ст. 14.32 КоАП РФ необходимо отслеживать практику применения новой редакции данной статьи Уголовного кодекса РФ.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

22.03.2024

Свидетельские показания как доказательства в налоговом контроле: области улучшения. Ядрихинский С.А.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Свидетельские показания как доказательства в налоговом контроле: области улучшения» Сер...

Смотреть

28.03.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 4 за 2024 г.

Признан законным штраф «Яндексу» за ненадлежащую проверку рекламы; картель с классическим набором косвенных доказательств...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

25.03.2024

Конкуренция и право. Обзор за 18–24 марта 2024 г.

Госдума приняла законы об индексации порогов ущерба/преступного дохода по ст. 178 УК РФ и об ужесточении ответственнос...

19.03.2024

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон о защите конкуренции

29.02.2024 г. в Государственную Думу внесен проект федерального закона, согласно которому предлагается исключить из Закона...