Загрузка...
21.12.2020
5 мин. на чтение

Что кроется за дистанционным заключением договоров на оказание услуг связи?

В начале декабря в первом чтении принят законопроект № 1058353-7, уточняющий способы не только заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи, но и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи. За 2020 год это уже четвертая попытка законодателя узаконить дистанционное заключение договоров и вторая попытка узаконить сбор сведений об IMEI мобильных устройств в ЕСИА.

Какие цели принятия законопроекта заявлены в пояснительной записке? По сути, их всего три: (1) упрощение дистанционных процедур в условиях ковида (например, можно сменить оператора связи, не выходя из дома); (2) противодействие кражам мобильных телефонов; (3) борьба с распространением серых SIM-карт.

Рассмотрим, как достигаются поставленные цели, заглянув в положения самого законопроекта.

Начнем с упрощения дистанционных процедур заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи, в том числе для технологии eSIM. Законопроект позволяет абонентам, как и раньше, заключать договоры с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). При этом ни одного положения, что упрощается получение УКЭП, законопроект не содержит. Если у лица этой подписи до сих пор нет, то придется собрать необходимый пакет документов и, несмотря на ковид, отправиться в аккредитованный удостоверяющий центр за ее получением лично, с паспортом и за плату.

Законопроект сохраняет возможность заключения договора и с помощью простой электронной подписи (ПЭП), ключ к которой может быть получен при личной явке (несмотря на ковид). При этом в законопроекте добавляется условие обязательной идентификации абонента в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) в связке с единой биометрической системой (ЕБС). Очевидно, что, опять-таки, несмотря на ковид, необходимо отправиться сдавать биометрические данные, иначе упрощение удаленной идентификации и дистанционное заключение договора вряд ли станут возможными.

Возникает закономерный вопрос, а почему бы сразу не пойти в офис оператора связи или салон сотовой связи и по старинке не заключить договор на оказание услуг связи? Видимо, для того чтобы можно было потом сменить оператора мобильной связи, сидя на диване, как предлагается в пояснительной записке. В отличие от предыдущего законопроекта, этот законопроект не предлагает варианта заключения договора путем установки специального приложения на мобильное устройство, где в режиме реального времени можно было бы направить необходимые личные данные оператору связи и заключить договор.

Открытым остается вопрос, как воспользоваться дистанционным заключением договора с использованием ПЭП иностранным гражданам, у которых в принципе нет возможности вносить свои данные в ЕСИА и ЕБС.

Вместе с тем отметим, что обязательная процедура идентификации абонентов предусматривается и для активации встроенных идентификационных модулей (eSIM), продажи которых в настоящее время набирают обороты.

Итак, любой из дистанционных вариантов заключения договора требует первоначальной личной явки. Как мы видим, антиковидное целеполагание, так же как и упрощение процедуры заключения договора, не реализуется на практике, ну, или реализуется в недостаточной степени.

Следующей целью законопроекта является противодействие кражам мобильных устройств. Для реализации этой цели ранее уже предлагалось ввести понятие "идентификатор пользовательского оборудования" и закрепить возможность абонента внести данные о таком идентификаторе в ЕСИА. В дополнение к этому законопроект предоставляет абоненту право в случае утраты (кражи) устройства обратиться в Роскомнадзор с требованием не оказывать услуги связи лицу, использующему утраченное устройство, исходя из данных об идентификаторе в ЕСИА. Однако идентификатор пользовательского оборудования не имеет своей уникальности в силу технологических особенностей и может быть сменен как производителем, так и иными лицами с помощью программного обеспечения. Это создает вероятность блокировки в том числе и других устройств с идентичным номером.

Кроме того, в пояснительной записке ставится знак равенства между понятием "идентификатор пользовательского оборудования" и IMEI, однако текст самого законопроекта не оперирует понятием IMEI. Отсутствие четкого понятийного аппарата может привести к коллизиям на практике.

И наконец, действующее регулирование уже предусматривает прекращение оказания услуг связи по заявлению абонента, и согласно правилам оказания услуг связи абонент обязан сообщать оператору связи об утрате идентификационного модуля (SIM-карты). В связи с этим возникает вопрос о необходимости внесения в ЕСИА сведений об IMEI. Видимо, цель не столько в противодействии кражам, сколько в усилении контроля за населением, в том числе через используемые абонентские устройства.

Заключительной целью законопроекта названа борьба с распространением "серых" SIM-карт (которые, как правило, оформлены на юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП). В связи с этим законопроект предусматривает обязанность операторов связи оказывать услуги связи только авторизованным абонентам в ЕСИА с добавлением в нее информации о номере телефона.

Чем это грозит? Для организаций - обязанностью по внесению сведений о своих сотрудниках в ЕСИА, независимо от количества сотрудников. К тому же действующим законодательством уже предусмотрена обязанность предоставлять оператору связи сведения о пользователях услуг связи абонента-ЮЛ (ИП) в течение 15 дней с момента передачи SIM-карты. Для сотрудников, не зарегистрированных в ЕСИА, это и вовсе обернется невозможностью пользоваться корпоративной связью. Для операторов связи создаются новые требования (и дополнительная нагрузка) в виде необходимости проверять наличие и достоверность внесенных сведений до начала оказания услуг связи. По сути, операторы связи будут вынуждены сверять сведения от корпоративных клиентов, которые они получает уже и сейчас, с данными ЕСИА, а при обнаружении отсутствия или недостоверности сведений о пользователях оператор связи не имеет права оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи.

При этом законопроект не предлагает оператору брать сведения из ЕСИА, а именно сверять. Таким образом, государство накладывает на бизнес дополнительные обязанности, расписываясь в неэффективности системы контроля за оборотом "серых" SIM-карт.

Соблюдение операторами связи новых требований будет контролировать Роскомнадзор. Для этого предлагается создать информационную систему (ИС) мониторинга проверки сведений об абонентах. Оператор связи обязан будет сверять данные, внесенные в ЕСИА, взаимодействовать с оператором системы ЕСИА, предоставлять доступ Роскомнадзору к ИС: к информации о способах и результатах проведенных проверок, к сведениям об абонентах, об используемом ими оконечном оборудовании, о функционировании SIM-карт и др. Однако в пояснительной записке не уточняется источник финансирования для создания такой ИС. Очевидно, что такая дополнительная нагрузка ляжет на бизнес.

Источник: ComNews

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

16.04.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 23 марта – 16 апреля 2024 г.

Главные новости: Количество судебных разбирательств вокруг использования ИИ выросло; подписан закон о недискриминационном...

25.03.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 31 января – 22 марта 2024 г.

Главные новости: Правительство отменило мораторий на антимонопольные проверки ИТ-компаний; Роскомнадзор предложил...

27.02.2024

Интервью с Натальей Коваленко - партнером компании «Пепеляев Групп»

Интервью с партнером компании «Пепеляев Групп» Натальей Коваленко

31.01.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 11–30 января 2024 г.

Главные новости: Правительство утвердило обновленные правила оказания услуг связи; принят законопроект об усилении ...