Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Что кроется за дистанционным заключением договоров на оказание услуг связи?

21.12.2020
Примерное время чтения: 5 мин.

В начале декабря в первом чтении принят законопроект № 1058353-7, уточняющий способы не только заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи, но и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи. За 2020 год это уже четвертая попытка законодателя узаконить дистанционное заключение договоров и вторая попытка узаконить сбор сведений об IMEI мобильных устройств в ЕСИА.

Какие цели принятия законопроекта заявлены в пояснительной записке? По сути, их всего три: (1) упрощение дистанционных процедур в условиях ковида (например, можно сменить оператора связи, не выходя из дома); (2) противодействие кражам мобильных телефонов; (3) борьба с распространением серых SIM-карт.

Рассмотрим, как достигаются поставленные цели, заглянув в положения самого законопроекта.

Начнем с упрощения дистанционных процедур заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи, в том числе для технологии eSIM. Законопроект позволяет абонентам, как и раньше, заключать договоры с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). При этом ни одного положения, что упрощается получение УКЭП, законопроект не содержит. Если у лица этой подписи до сих пор нет, то придется собрать необходимый пакет документов и, несмотря на ковид, отправиться в аккредитованный удостоверяющий центр за ее получением лично, с паспортом и за плату.

Законопроект сохраняет возможность заключения договора и с помощью простой электронной подписи (ПЭП), ключ к которой может быть получен при личной явке (несмотря на ковид). При этом в законопроекте добавляется условие обязательной идентификации абонента в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) в связке с единой биометрической системой (ЕБС). Очевидно, что, опять-таки, несмотря на ковид, необходимо отправиться сдавать биометрические данные, иначе упрощение удаленной идентификации и дистанционное заключение договора вряд ли станут возможными.

Возникает закономерный вопрос, а почему бы сразу не пойти в офис оператора связи или салон сотовой связи и по старинке не заключить договор на оказание услуг связи? Видимо, для того чтобы можно было потом сменить оператора мобильной связи, сидя на диване, как предлагается в пояснительной записке. В отличие от предыдущего законопроекта, этот законопроект не предлагает варианта заключения договора путем установки специального приложения на мобильное устройство, где в режиме реального времени можно было бы направить необходимые личные данные оператору связи и заключить договор.

Открытым остается вопрос, как воспользоваться дистанционным заключением договора с использованием ПЭП иностранным гражданам, у которых в принципе нет возможности вносить свои данные в ЕСИА и ЕБС.

Вместе с тем отметим, что обязательная процедура идентификации абонентов предусматривается и для активации встроенных идентификационных модулей (eSIM), продажи которых в настоящее время набирают обороты.

Итак, любой из дистанционных вариантов заключения договора требует первоначальной личной явки. Как мы видим, антиковидное целеполагание, так же как и упрощение процедуры заключения договора, не реализуется на практике, ну, или реализуется в недостаточной степени.

Следующей целью законопроекта является противодействие кражам мобильных устройств. Для реализации этой цели ранее уже предлагалось ввести понятие "идентификатор пользовательского оборудования" и закрепить возможность абонента внести данные о таком идентификаторе в ЕСИА. В дополнение к этому законопроект предоставляет абоненту право в случае утраты (кражи) устройства обратиться в Роскомнадзор с требованием не оказывать услуги связи лицу, использующему утраченное устройство, исходя из данных об идентификаторе в ЕСИА. Однако идентификатор пользовательского оборудования не имеет своей уникальности в силу технологических особенностей и может быть сменен как производителем, так и иными лицами с помощью программного обеспечения. Это создает вероятность блокировки в том числе и других устройств с идентичным номером.

Кроме того, в пояснительной записке ставится знак равенства между понятием "идентификатор пользовательского оборудования" и IMEI, однако текст самого законопроекта не оперирует понятием IMEI. Отсутствие четкого понятийного аппарата может привести к коллизиям на практике.

И наконец, действующее регулирование уже предусматривает прекращение оказания услуг связи по заявлению абонента, и согласно правилам оказания услуг связи абонент обязан сообщать оператору связи об утрате идентификационного модуля (SIM-карты). В связи с этим возникает вопрос о необходимости внесения в ЕСИА сведений об IMEI. Видимо, цель не столько в противодействии кражам, сколько в усилении контроля за населением, в том числе через используемые абонентские устройства.

Заключительной целью законопроекта названа борьба с распространением "серых" SIM-карт (которые, как правило, оформлены на юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП). В связи с этим законопроект предусматривает обязанность операторов связи оказывать услуги связи только авторизованным абонентам в ЕСИА с добавлением в нее информации о номере телефона.

Чем это грозит? Для организаций - обязанностью по внесению сведений о своих сотрудниках в ЕСИА, независимо от количества сотрудников. К тому же действующим законодательством уже предусмотрена обязанность предоставлять оператору связи сведения о пользователях услуг связи абонента-ЮЛ (ИП) в течение 15 дней с момента передачи SIM-карты. Для сотрудников, не зарегистрированных в ЕСИА, это и вовсе обернется невозможностью пользоваться корпоративной связью. Для операторов связи создаются новые требования (и дополнительная нагрузка) в виде необходимости проверять наличие и достоверность внесенных сведений до начала оказания услуг связи. По сути, операторы связи будут вынуждены сверять сведения от корпоративных клиентов, которые они получает уже и сейчас, с данными ЕСИА, а при обнаружении отсутствия или недостоверности сведений о пользователях оператор связи не имеет права оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи.

При этом законопроект не предлагает оператору брать сведения из ЕСИА, а именно сверять. Таким образом, государство накладывает на бизнес дополнительные обязанности, расписываясь в неэффективности системы контроля за оборотом "серых" SIM-карт.

Соблюдение операторами связи новых требований будет контролировать Роскомнадзор. Для этого предлагается создать информационную систему (ИС) мониторинга проверки сведений об абонентах. Оператор связи обязан будет сверять данные, внесенные в ЕСИА, взаимодействовать с оператором системы ЕСИА, предоставлять доступ Роскомнадзору к ИС: к информации о способах и результатах проведенных проверок, к сведениям об абонентах, об используемом ими оконечном оборудовании, о функционировании SIM-карт и др. Однако в пояснительной записке не уточняется источник финансирования для создания такой ИС. Очевидно, что такая дополнительная нагрузка ляжет на бизнес.

Источник: ComNews

Возврат к списку

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

20.02.2021
Валентина Орлова стала лидером индивидуального рейтинга Chambers Global 2021 в о...
16.02.2021
Валентина Орлова получила признание в рейтинге World Trademark Review – 1000 за ...
30.12.2020
Победы «Пепеляев Групп» – 2020
29.12.2020
«Пепеляев Групп» и компания nlogic заключили соглашение о сотрудничестве в облас...
28.12.2020
Представляем глобальный обзор по недвижимости от ICLG
28.12.2020
Юристы «Пепеляев Групп» окажут юридическую поддержку клиенту в связи с созданием...
21.12.2020
Елена Крестьянцева стала спикером экспертной дискуссии по вопросам экологической...
11.12.2020
В «Пепеляев Групп» состоялось заседание «Налогового фармклуба»

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters