E-commerce не только имеет много преимуществ, но и несет в себе риск продажи контрафактных товаров. Интересы правообладателей и потребителей власть и бизнес защищают сообща. Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская рассказывает о принятых мерах с точки зрения достаточности и эффективности.
В России проблема контрафакта на маркетплейсах обострилась после того, как Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ для определенных групп товаров был легализован параллельный импорт.
Российские онлайн-площадки начали принимать меры в рамках саморегулирования отрасли.
В частности, в августе 2022 г. Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» договорились о совместном ведении единой цифровой информационной системы для борьбы с контрафактной продукцией на площадке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
Российские маркетплейсы создали единую информационную систему по борьбе с контрафактом // RG.Ru. 09.08.2022. URL: https://rg.ru.. Осенью того же года компания Wildberries запустила новый сервис защиты правообладателей и покупателей от контрафакта — «Цифровой арбитраж»
Wildberries запустит сервис для защиты от контрафакта // Коммерсантъ. 08.08.2022. URL: https://www.kommersant.ru.. С его помощью владельцы брендов могут защитить свои права на площадке, заполнив специальную форму.
Борьба с неоригинальной продукцией не могла оставаться без внимания антимонопольного органа.
В то же время комплексный характер мер предполагал совместную деятельность бизнеса и государства. В 2023 г. ОКЮР, представители маркетплейсов, правообладатели и ФАС России разработали Добросовестные практики по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках предотвращения реализации контрафактной продукции
URL: https://www.rcca.com.ru. (далее — Практики). Рассмотрим их.
Документ содержит 12 практик, которые консолидируют добросовестные подходы по предотвращению реализации контрафактной продукции на площадках маркетплейсов. Среди них уже используемые на территории РФ и такие, которые еще только могут быть внедрены с тем, чтобы более эффективно пресекать реализацию контрафактной продукции и защищать интеллектуальные права.
Важно!
Создание единой информационной системы для борьбы с контрафактной продукцией на площадке АКИТ также включено в Практики.
Предусмотрено использование системы «красных флажков», ориентируясь на которые правообладатель с большей вероятностью обнаружит в предложении онлайн-магазина подозрительную продукцию. В качестве таких индикаторов могут учитываться: цена, если она существенно ниже средней цены товара данного артикула в маркетплейсе; наличие подтвержденных судом случаев реализации продавцом неоригинальной или поддельной продукции на этой или другой интернет-площадке; продажа товара в наборе, собранном иными лицами, не связанными с правообладателем; отсутствие коммуникации продавца с покупателями или потенциальными покупателями при размещении ими вопросов о товаре и др.
Само по себе наличие «красных флажков» не подтверждает факта реализации неоригинальной или поддельной продукции, но может формировать обоснованные предположения правообладателя о подозрительных товарах.
Если индикаторы или их совокупность сработали в отношении конкретного предложения, площадка может предоставить правообладателю указанные сведения, разместив уведомление в его личном кабинете или иным доступным способом.
Внедрение такой системы упростит отслеживание контрафакта, что в свою очередь позволит успешнее защищать интересы правообладателей и потребителей.
В Практиках закреплена четкая процедура, как маркетплейсам взаимодействовать с правообладателями: тот, чьи интеллектуальные права нарушены, может подать жалобу о подозрительной продукции. В качестве подтверждения признаков контрафакта могут использоваться: результаты контрольной закупки; заключение по итогам экспертизы товара; результаты сравнительного анализа характеристик оригинальной и подозрительной продукции.
При поступлении жалобы маркетплейс должен ее рассмотреть, выявить информацию, подтверждающую нарушение или угрозу нарушения, и своевременно принять необходимые и достаточные меры, в том числе скрыть предложение подозрительной продукции. Кроме того, по своему усмотрению и при наличии технической возможности он информирует об этом потребителей специальной меткой.
Онлайн-платформа направляет запрос в адрес продавца для подтверждения оригинальности товара и предоставления необходимых документов. По итогам рассмотрения жалобы может быть принято решение скрыть предложение подозрительной продукции, если сделан вывод об отсутствии достаточных доказательств ее оригинальности. Если же маркетплейс приходит к обратному выводу, предложение не скрывается, а метка снимается.
Как на практике будут оценивать достаточность доказательств оригинальности продукции? Полагаем, что рекомендации на этот счет также должны были найти свое отражение в Практиках.
Вместе с тем документом предусмотрена процедура, по которой маркетплейс может заблокировать возможность реализации товаров под определенными брендами или учетную запись их продавца:
-
за неоднократное выявление в течение 60 календарных дней фактов реализации продавцом на маркетплейсе подозрительной продукции одного и того же бренда или разных брендов в отсутствие достаточных доказательств оригинальности товаров;
-
при выявлении факта реализации продавцом контрафакта, подтвержденного вступившим в силу решением суда.
Это вполне логично и оправданно. Однако даже в случае блокировки продавец по общему правилу (см., например, положения п. 9.2.5, 9.9.7 Оферты о реализации товара на сайте Wildberries) может подать обращение о восстановлении заблокированного личного кабинета или карточки товара при условии устранения нарушений.