Использование образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены и для фармацевтических и/или медицинских работников. По мнению юристов, эта норма прописана в законодательстве таким образом, что фактически на изображения людей в белых халатах в рекламной коммуникации наложено вето. Даже если речь идет, например, о поваре, а реклама вообще не связана со здравоохранением. ФАС России выпустило разъяснение в сфере применения Закона о рекламе.
В карточках ФАС об использовании образа врача в рекламе нет ничего нового с точки зрения практики применения, подчеркивает партнер, руководитель практики «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Константин Шарловский.
«Цель данного запрета, как можно догадаться, — защита потребителей от введения их в заблуждение относительно того, что объект рекламы получил одобрение со стороны врачей, к которым значительное число граждан могут испытывать более высокое доверие, чем к рекламе, — поясняет эксперт. — А также, вероятно, защита врачей от снижения доверия к ним ввиду использования образов медработников в рекламе».
Из относительно недавних примеров, иллюстрирующих подход ФАС, он приводит дело в отношении рекламы ПАО СК «Росгосстрах». На рекламной конструкции была изображена девочка в образе медицинского работника (на ее голове была белая косынка с красным крестом, на руке — белая повязка с красным крестом, девочка слушает фонендоскопом игрушечную лошадь).
У потребителей едва ли могло сложиться впечатление, что данные страховые услуги одобряются или каким-то образом рекомендуются врачебным сообществом. Тем не менее суды поддержали своими решениями вывод Тамбовского УФАС о недопустимости использования образа медработника в рекламе страховых услуг, комментирует Шарловский.
Разумно было бы применять эту норму с оговоркой, что если в рекламе нет указания на лечебный эффект немедицинского товара, то можно использовать образ врача.