Казалось бы, функционирование рынка ценных бумаг давно уже освободилось от ограничений, накладываемых валютным законодательством. Однако практика показывает, что для многих компаний и граждан существует острая проблема, связанная с выходом на международный фондовый рынок. Многие удобные и выгодные инструменты, доступные за рубежом, по-прежнему нельзя использовать из-за архаичных валютных ограничений и суровых санкций, ожидающих их нарушителей.
Валютное законодательство и операции с ценными бумагами за рубежом
В валютном законодательстве нашей страны с незапамятных времен существуют различные ограничения на открытие и использование зарубежных счетов. Действующий закон снял запрет на открытие банковских счетов за рубежом, но ограничил резидентов в возможности использовать эти счета по назначению. Если расходовать средства по большей части стало можно, то зачислять деньги на счет разрешили, по общему правилу, только со счета в уполномоченном банке на территории РФ .
Разумеется, из этого правила сразу появились исключения (например, зарплата резидентов – работников представительств российских организаций за рубежом, либо долгосрочные кредиты от нерезидентов из «белых» юрисдикций могли поступать сразу на зарубежный счет), но погоды они не делали. Например, резидент не мог зачислять на счет в зарубежном банке какие бы то ни было доходы от операций с ценными бумагами.
Именно это валютное ограничение широкого действия, направленное на концентрацию валютных операций в уполномоченных банках, до сих пор создает препятствия для операций резидентов с ценными бумагами за рубежом, несмотря на то, что валютные ограничения на капитальные (финансовые) операции как таковые давно сняты.
Если брокер – зарубежный банк, то он зачисляет результат на банковский счет клиента у себя. Технически это организовано именно так в подавляющем большинстве случаев. И никто программное обеспечение ломать под россиян не будет. В случае с брокером – зарубежной инвестиционной компанией, фондом и т.п. ситуация скорее всего будет ровно та же самая. Брокер зачислит вырученные для клиента средства на понятный ему зарубежный счет, или откажет в обслуживании еще на этапе заключения договора.
Часто необходимость ограничений на использование зарубежных счетов оправдывают фискальными соображениями. Это не так. Обязанность по декларированию дохода и уплате налога с юридической точки зрения никак не зависит от репатриации дохода в РФ. Кроме того, о зарубежных счетах резидент обязан в любом случае уведомлять налоговые органы РФ . Получение дохода на эти счета с точки зрения контроля законопослушных налогоплательщиков ничем не отличается от получения дохода на счета в РФ. Вопрос о том, как быстро налоговые органы найдут сведения о не задекларированных зарубежных счетах доходах – это отдельная тема.
Спящая норма
По мере либерализации валютного законодательства это ограничение стало восприниматься как спящая норма. К 2007 году из Закона были исключены все ограничения на валютные операции, связанные с движением капитала (инвестициями, кредитами, займами). На этом фоне сохранившееся ограничение на использование зарубежных банковских счетов воспринимались как анахронизм, пережиток времен валютной монополии СССР. Ответственности за нарушение практически не было. Норма об ответственности за совершение незаконных валютных операций распространялась только на операции, нарушающие прямые запреты , тогда как валютное ограничение было сформулировано в ст. 12 не как запрет зачислять средства на зарубежный счет, а как особый порядок зачисления, опосредованный счетом в уполномоченном банке.
Актуализация валютного ограничения в отношении зарубежных счетов
В 2013 году ситуация изменилась: норма об ответственности была скорректирована законодателем, и нарушение порядка зачисления средств на счет в зарубежном банке вновь стало административным правонарушением, наказуемым штрафом в размере от ¾ до всей суммы зачисленных средств .
Следует обратить внимание на хитроумный «самовосстанавливающийся» срок давности привлечения к ответственности, заложенный в эту норму. Штраф налагается как в случае зачисления средств с нарушением установленного порядка, так и в случае расходования средств, когда-то ранее поступивших с нарушением. Поэтому, даже если годичный срок давности истек с момента зачисления дохода, он возобновляется с момента расхода.
Кроме того, в том же 2013 году был принят закон, существенно ограничивший возможности совершения зарубежных финансовых операций для государственных чиновников высокого ранга и членов их семей .
Стало понятно, что ограничения на использование зарубежных счетов – норма, сознательно сохраненная в законодательстве, и отменять ее никто не собирается.
Ситуация осложнялась тем, что чуть ранее были скорректированы правила валютного резидентства для граждан РФ. Закон стал связывать утрату валютного резидентства с проживанием гражданина за рубежом более одного года . Поэтому любой наш гражданин, в силу каких-то причин (работа, учеба и т.д.) проживающий за рубежом, но время от времени приезжающий в Россию навестить родных, стал рассматриваться как валютный резидент. А это значит, что он утратил возможность полноценно интегрироваться в зарубежную жизнь, не нарушая валютного законодательства РФ – ведь резидент не может без ограничений использовать свои счета «там» для зачисления средств из зарубежных источников.
Несправедливость ужесточения правового регулирования, возникшего благодаря случайному, в общем-то, сочетанию непродуманной формулы о резидентстве с «пробуждением» ограничений на зарубежные счета, была так очевидна, что последовали некоторые поправки в законодательство.
Поправки в закон, не решившие вопроса до конца
В 2014 году законодатель дополнил казуистический перечень исключений из общего правила, требующего сначала репатриировать средства в РФ, и лишь затем получать их на свой зарубежный счет.
В частности, дивиденды и проценты зачислять прямо на зарубежный счет стало можно (разумеется, если счет открыт в банке в стране, входящей в ОЭСР и ФАТФ). А вот доход от продажи ценных бумаг по-прежнему нельзя. Равным образом нельзя напрямую зачислить, например, доходы от участия в капитале, доходы от продажи долей, если участие не опосредовано ценными бумагами (любой аналог долей в наших ООО).
Тем не менее, это существенное облегчение участи для многих граждан - инвесторов, получавших текущие инвестиционные доходы на зарубежные счета. Поскольку в административном праве признана концепция, что снятие обязанности означает невозможность привлечения к ответственности за ее неисполнение, такое получение текущих доходов стало не наказуемо и за прошлые периоды, предшествующие вступлению изменений в силу.
Не забудем о важных нюансах новшества: норма о зачислении доходов по «внешним ценным бумагам» касается только резидентов - физических лиц, касается только счетов в банках из белых юрисдикций (страны – члены ФАТФ, ОЭСР). Обладание зарубежным счетом отныне влечет обязанность не только уведомить об открытии счета, но и отчитываться перед налоговыми органами о движении средств, начиная с 01.01.2015 года.
Новая редакция ст. 12 Закона сопровождается оговоркой: «положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков».
По идее, смысл здесь в том, что оперировать счетами в таких филиалах, буде таковые отыщутся, резидентам – организациям и физическим лицам – можно без ограничений. Но можно прочесть и так, что ст. 12 не распространяется на них не только в части запретов, но и в части разрешений. А требования совершать все расчеты по валютным операциям через уполномоченные банки на территории РФ , кроме исключений, предусмотренных той же ст. 12, никто как будто бы не отменял.
Родина знает. Откуда?
Возникает резонный вопрос, каким образом государство может проконтролировать и обеспечить соблюдение резидентами ограничений и запретов, если речь идет об операциях за пределами российской юрисдикции.
Самый распространенный вариант – гражданин добровольно легализует уже имеющийся у него счет сам, чтобы не ходить под дамокловым мечом, и платит штраф, если запоздал с исполнением этой обязанности. Если у гражданина были зачисления, не разрешенные последними изменениями, эта информация по счету, который он «легализовал», будет с высокой степенью вероятности запрошена и получена налоговым органом со всеми вытекающими последствиями. Более того, законопослушный гражданин сам раскроет ее налоговым органам в налоговой декларации (если он, конечно, не только валютный, но и налоговый резидент РФ, что не одно и то же). С 2015 года подавать сведения о движении средств нужно будет уже регулярно, не дожидаясь индивидуального запроса.
Задекларировать доход, чтобы избежать риска уголовного преследования за неуплату налогов, но при этом уклониться от обязанности раскрыть налоговым органам сведения о зарубежном счете, не получится.
Конечно, есть ощущение, что законопослушные граждане в этой ситуации оказываются в менее благоприятном положении, чем те, кто укрывается от налогового и валютного контроля. Но на это можно возразить, что рано или поздно сведения все равно будут получены по каналам автоматического обмена налоговой информацией или по каналам взаимодействия в рамках борьбы с отмыванием денег.
Поскольку налоговые органы – одновременно агенты валютного контроля, механизм реализации ими полученной информации о незаконных операциях по счету понятен: они вправе составить протокол и направить его в органы Росфиннадзора для привлечения нарушителя к ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
2015 год: ждать ли позитивных изменений в вопросе о зарубежных счетах
В настоящее время в Государственную Думу РФ внесен законопроект, позволяющий, в дополнение к прежним правилам, резидентам – физическим лицам получать на свои зарубежные счета в банках стран – членов ФАТФ и ОЭСР доходы от продажи «внешних ценных бумаг» и доходы от доверительного управления денежными средствами и ценными бумагами .
В пояснительной записке это объясняется исключительно тем, что без этой меры граждане не смогут репатриировать инвестированные за рубежом средства, и это действительно так.
Поскольку профильный комитет предложил принять проект в первом чтении, назначенном на 18.02.2015, высока вероятность, что проект не подвергнется существенным корректировкам и станет законом в обозримом будущем.
Принятие этих изменений позволит гражданам – налогоплательщикам инвестировать за рубежом и декларировать полученный на зарубежные счета доход, не опасаясь конфискационных штрафов за нарушение валютного законодательства. А вот резиденты - организации опять оказались за бортом. Равным образом, проект опять обходит вопрос об инвестициях в доли в капитале зарубежных компаний.
Сохраняется вероятность на принятие предложенного Минфином еще в 2014 году законопроекта о возврате к прежней редакции нормы о резидентстве физических лиц. Напомним, что она была более гибкой и позволяла признать гражданина нерезидентом, если он на законных основаниях может постоянно проживать в другом государстве; условие о фактическом проживании не менее года отсутствовало. Такой «возврат к прошлому» существенно облегчить участь наших сограждан, постоянно проживающих за рубежом, но время от времени приезжающих в РФ.
Разумеется, все эти юридические тонкости сохранят смысл при условии, что законодатель в условиях валютного кризиса не ограничит свободное совершение валютных операций, связанных с движением капитала. Иначе проблематика зачисления средств от зарубежных инвестиций резидентов на их зарубежные счета вновь, как это было долгие годы, будет не актуальна.