В особом положении
Связанные с обращением медицинских отходов вопросы регулируются нормами санитарно-эпидемиологического законодательства (ч.3 ст.49 ФЗ-323). При этом в тексте самого Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» медицинские отходы не встречаются. Регулирование работы с ними спущено на уровень подзаконного акта — СанПиНа 2.1.3684-21 (постановление главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021).
При этом вопросы уничтожения лекарственных препаратов дополнительно регулируются ФЗ-61. Их уничтожением могут заниматься только организации с соответствующей лицензией, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований в области охраны окружающей среды (ч.6 ст.59 ФЗ-61). Лицензируется только деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, поэтому у аптек и производителей часто возникают сложности с выбором подрядчика для уничтожения того или иного лекарственного препарата.
Кроме того, на медицинские отходы также не распространяются общие требования по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), так называемым бытовым мусором. В ч.2 ст.2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления» также делается отсылка на регулирование работы с ними нормами отраслевого законодательства.
Такое разделение негативно сказывается на работе фармпредприятий. Объем «условно» бытового мусора (картона, пластика, паллет и пр.) может быть значительным, но статус компании распространяется и на его медотходы. В итоге не все операторы соглашаются работать с ними.
Полная версия статьи доступна подписчикам газеты «Фармацевтический вестник»