Вопросы распространения рекламы в Интернете волнуют участников рынка с того момента, как в сентябре 2022 г. вступили в силу нормы о необходимости ее учета и маркировкиФедеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“».. За новыми правилами последовало введение с сентября 2023 г. административной ответственности за их нарушениеФедеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».. Более того, сейчас речь идет не просто о требованиях к размещению рекламы в Сети, а о реальной массовой практике привлечения к ответственности за несоблюдение этих норм. Партнер «Пепеляев Групп» Елена Соколовская разбирается, какие подходы уже сложились.
Есть две формы рисков: распространение интернет-рекламы без соответствующих идентификатора и пометки, а также непредставление либо нарушение порядка представления отчетности о размещенной рекламе.
Из этого закономерно можно выделить два вида нарушений.
1. Нарушения, за которые к административной ответственности привлекает Роскомнадзор, а именно: отсутствие на рекламе идентификатора, а также непредставление либо нарушение порядка предоставления отчетности о размещенной рекламе.
2. Нарушения, за которые к административной ответственности привлекает ФАС России, а именно: отсутствие на рекламе пометки «реклама» и указания на рекламодателя и (или) на сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе.
Практика антимонопольного органа по этой категории дел довольно обширна. Как правило, регулятор выявляет нарушения при размещении рекламы на публичных страницах (в пабликах) соцсетей, например во «ВКонтакте» или «Одноклассниках», и в групповых чатах таких мессенджеров, как Telegram и WhatsApp, а также на YouTube-каналах.
Важно!
Практика по рассмотрению регуляторами дел о нарушении требований к интернет-рекламе имеет массовый характер
Один из основных вопросов для регулятора: является ли размещенный контент рекламой? Чтобы информация была признана таковой, она должна соответствовать признакам, перечисленным в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Как показывает практика, антимонопольный орган с целью их установления в каждом конкретном случае:
-
определяет площадку, на которой был размещен спорный контент;
-
устанавливает, предназначен ли контент для неопределенного круга лиц;
-
анализирует, преследует ли факт размещения указанной информации цель привлечь внимание к конкретному товару (услуге);
-
детально изучает площадку, на которой размещен спорный контент;
-
определяет ее основную тематику;
-
проверяет, относится ли тематика контента к основной тематике площадки, — если не относится, это среди прочего может указывать на рекламный характер размещенной информации.
Таким образом, если контент подпадает под определение рекламы, но на нем нет пометки и указания на рекламодателя, антимонопольный орган признает нарушение ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.
Обратим внимание на один подход к рассмотрению этой категории дел.
Руководствуясь принципом отсутствия обратной силы закона, можно утверждать, что на рекламу, размещенную в Сети до 1 сентября 2022 г. (то есть до даты вступления в силу требований о маркировке), не распространяются положения ст. 18.1 Закона о рекламе. Тем не менее, как показывает практика, из этого правила есть исключения.
Пример
Антимонопольный орган в рамках одного из дел проверил рекламный пост, размещенный в паблике во «ВКонтакте» 5 июля 2022 г., на соответствие требованиям о маркировке. Поскольку маркировки не было, регулятор признал нарушение. В качестве обоснования своей позиции он указывал на отсутствие доказательств, что спорная рекламная кампания была завершена до 1 сентября 2022 г., следовательно, на рекламу распространяются положения ст. 18.1 Закона о рекламе (Решение Алтайского краевого УФАС России от 25.10.2023 по делу № 022/05/18.1-838/2023).
Не менее интересно, кого привлекают к ответственности за совершение подобного правонарушения. Ответ можно получить на примере размещения непромаркированных рекламных постов в пабликах (чатах).
Пример
Если размещается пост с рекламой хозяйствующего субъекта от имени владельца паблика, то именно владельца антимонопольный орган признает рекламораспространителем и привлекает к административной ответственности (Решение Нижегородского УФАС России от 25.10.2023 по делу № 052/05/18.1-2159/2023). А если пост публикуется от имени участника паблика (чата), то данный участник признается не только рекламораспространителем, но и рекламодателем в одном лице. Именно он и будет субъектом правонарушения (Определение Алтайского краевого УФАС России от 17.04.2024 по делу № 022/05/18.1-431/2024).
В целом практика по рассмотрению регуляторами дел о нарушении требований к рекламе, размещаемой в сети «Интернет», активно формируется и уже имеет массовый характер. Полагаем, это обусловлено тем, что остается много вопросов о реализации положений Закона о рекламе, в особенности о том, что нужно маркировать, а что нет.