Российское антиотмывочное законодательство возлагает на добросовестный бизнес многочисленные ограничения, тогда как скрытые от налогообложения и заработанные нечестным трудом доходы можно почти свободно использовать. Этому способствуют в том числе вынужденные меры по либерализации валютного контроля и иностранные санкции.
Еще в 1989 году страны G7 учредили Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), в 2003 году в нее вступила Россия. Борьба с попытками легализовать преступные доходы делегирована Росфинмониторингу, именуемому финансовой разведкой.
Соблюдать многочисленные меры обязаны как банки и иные участники финансового рынка, так и риелторы, бухгалтерские и юридические фирмы, ювелирные магазины и многие другие компании. В Росфинмониторинг нужно передавать сведения об операциях на сумму свыше 1 млн рублей (по недвижимости — 5 млн) или любых иных «вызывающих подозрение».
[...]
Преступление и наказание
Росфинмониторинг рапортует об успехах в борьбе с теневым капиталом. Так, в минувшем году, согласно официальному отчету разведки, по итогам 6,3 тыс. расследований в кредитно-финансовой сфере возмещено 5,5 млрд рублей, еще более 21,7 млрд арестовано. Ликвидировано восемь теневых площадок общим объемом более 21 млрд рублей и так далее.
Правда, к уголовной ответственности привлекаются единицы «отмывальщиков». По данным судебной статистики, за легализацию собственных черных доходов в прошлом году был осужден всего один человек (приговорен к штрафу). Еще 16 уличены в отмывании чужих преступных накоплений, но только семеро приговорены к реальному лишению свободы, остальные отделались условным наказанием или штрафами.
С другой стороны, нередко уголовные дела по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ возбуждаются по факту выявления налоговых и иных проступков. [...]
Само фискальное ведомство не вправе доначислить налоги на сумму неподтвержденных расходов. Верховный суд России еще в 2015 году напомнил о презумпции добросовестности налогоплательщиков и указал, что дорогостоящие приобретения не свидетельствуют о наличии доходов и, соответственно, неуплате налогов. «Сам по себе факт выявления подозрительных операций и сообщения о них в Росфинмониторинг не влечет автоматической проверки налоговым органом. Однако в ряде случаев эти материалы могут рассматриваться как основания для инспекции», — отмечает руководитель группы банковской и финансовой практики юридической фирмы «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова.
Вместе с тем эксперты предупреждают об экономических последствиях. В случае уклонения клиента от предоставления запрошенных сведений банк вправе приостановить обслуживание, а потом закрыть счет и поделиться своими подозрениями с Росфинмониторингом. Попавший в черный список гражданин де-факто лишается возможности открыть новый счет в любой кредитной организации, не смогут воспользоваться банковскими услугами также учрежденные или возглавляемые им компании.
Источник: Новый Проспект