Компании все чаще стали нанимать комплаенс-менеджеров или обращаться к консалтерам в сфере антимонопольного права для построения системы предупреждения антимонопольных правонарушений, то есть системы антимонопольного комплаенса. Ни один из разработанных документов в рамках антимонопольного комплаенса не начнет работать, если не создать эффективную систему контроля. В частности, необходимо проводить обучающие семинары, тренинги для сотрудников, составлять для них памятки (например, по поводу участия в публичных мероприятиях), сообщать об изменениях в сфере антимонопольного законодательства и применительной практике. Также можно заняться поиском информации о наличии признаков антимонопольных правонарушений в действиях сотрудников путем сбора жалоб контрагентов и работников. Еще один вариант — организовать горячую линию (телефон доверия), на которую сотрудники смогут сообщать о нарушениях антимонопольной политики. Такая горячая линия организована, например, в ПАО «МТС».
«Когда компания проводит самостоятельно оценку антимонопольных рисков, как правило, ее основное внимание сфокусировано на формальных моментах: проверке договоров и иных внутренних документов, — отмечает Елена Соколовская, руководитель антимонопольной практики „Пепеляев групп“. — При этом она упускает из виду иные важные вопросы. В частности, как такие внутренние документы применяются на практике и каким образом сотрудники компании ведут деловую переписку. Это касается, например, электронной и иной коммуникации с контрагентами, конкурентами, а также между сотрудниками внутри компании, которая все чаще используется антимонопольным органом в качестве прямого доказательства допущенных нарушений».