Применение искусственного интеллекта повышает эффективность бизнеса. Но в то же время увеличивает количество реальных и потенциальных споров о несоблюдении конфиденциальности, недобросовестной конкуренции, нарушении рекламного законодательства. Уже сейчас действующих норм недостаточно, чтобы обеспечить безопасное внедрение и применение новейших технологий. Партнер «Пепеляев Групп» Елена Соколовская рассматривает, какие антимонопольные риски несет использование ИИ и какие правовые инструменты защиты существуют в России и за рубежом.
По сути ИИ представляет собой способность машины выполнять задачи, для которых обычно требуется человеческий интеллект. Возможности этих технологий восхищают: за считаные минуты такая компьютерная программа анализирует колоссальные объемы данных. А это, в свою очередь, позволяет компаниям повышать эффективность бизнес-процессов и производительность. Кроме того, благодаря ИИ предприниматели могут создавать персонализированные продукты и услуги, тем самым поднимая уровень удовлетворенности клиентов и улучшая свою конкурентоспособность.
Например, банки и финансовые организации используют ИИ для анализа кредитного скоринга, а онлайн-ретейлеры при помощи алгоритмов машинного обучения анализируют данные о прошлых покупках клиентов, чтобы предложить им наиболее подходящие товары.
Основной технологический тренд — развитие и широкое распространение генеративного ИИ, представляющего собой мощный инструмент для создания нового контента: изображений, видео и т. д. Генеративные модели могут ускорять создание контента и решение творческих задач, а также успешно обучаться на огромных объемах данных.
Тем не менее использование ИИ вызывает вопросы, касающиеся авторских прав на создаваемый с его помощью контент, конфиденциальности данных, субъектов ответственности и др. С учетом этого необходимо дополнительное регулирование внедрения и эксплуатации таких цифровых технологий.
Подходы к правовому регулированию ИИ
Сформировалось несколько подходов к регулированию отношений в сфере ИИ.
Евросоюз. На уровне ЕС предусматривается принятие норм, регламентирующих разработку, внедрение и эксплуатацию систем ИИ. Так, в 2024 г. был принят Закон об искусственном интеллекте
Artificial Intelligence Act: MEPs adopt landmark law. URL: https://www.europarl.europa.eu., направленный на обеспечение безопасности при его использовании.
Китай. КНР, как и ряд других стран, придерживается гибридного подхода, сочетая инструменты жесткого, мягкого регулирования и саморегулирования. Отметим, что правовые стратегии и механизмы в этом государстве внедряются активно. В 2023 г. вступило в силу первое в мире Руководство по регулированию генеративного ИИ
Interim Measures for the Administration of Generative Artificial Intelligence Services. URL: https://www.cac.gov.cn.. Закрепленные в этом документе правила запрещают генерацию контента, связанного с подрывом государственной власти, пропагандой терроризма и т. д.
Сингапур. Применяемый в стране подход подразумевает регулирование исключительно инструментами мягкого права. Ориентиры политики, касающейся права и этики искусственного интеллекта, задает Рамочная модель регулирования ИИ
Model Artificial Intelligence Governance Framework. URL: https://ai.bsa.org., где в том числе указано на необходимость регулярной проверки моделей на корректность работы и исключение систематических ошибок.
Россия. В РФ развивается система комплексного регулирования общественных отношений, связанных с ИИ. Она включает в себя нормативно-правовое, нормативно-техническое и этическое регулирование.
Первым наиболее значимым актом в этой сфере стал Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», которым была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.
Риски применения ИИ
Рассмотрим, какие риски нарушения антимонопольного и рекламного законодательства может нести использование ИИ.
Дипфейки (deepfake)
Дипфейки — видеоролики, в которых лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения, — в последнее время стали весьма популярны в рекламе.
Многие могли видеть ролик «МегаФона» с голливудским актером Брюсом Уиллисом в главной роли
Брюс Уиллис снялся в рекламном блокбастере российского сотового оператора // РБК. 16.08.2021. URL: https://style.rbc.ru., а точнее его цифровой копией. Или рекламу тульского пряника с (ненастоящим) Киану Ривзом
Видео: Киану Ривз в рекламе тульского пряника // RG.ru. 12.09.2022. URL: https://rg.ru..
Распространение дипфейков увеличивает риски манипулирования информацией, распространения недостоверных сведений.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. При этом на законодательном уровне нет запрета на использование в ней технологии дипфейка. Тем не менее если в результате такой рекламы потребитель вводится в заблуждение и ему предоставляется недостоверная информация, то можно смело говорить о нарушении закона.
Отметим также, что использование технологии дипфейка для осуществления действий (которые не преследуют целей рекламирования того или иного товара или услуги), вводящих в заблуждение потребителей, может рассматриваться как нарушение в виде недобросовестной конкуренции по ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ценовые алгоритмы
Ценовой алгоритм — ПО, которое автоматически устанавливает цены, реагируя на различные изменения: цен конкурентов, потребительских предпочтений и т. д. Вполне очевидно, что бóльшая часть таких алгоритмов выстраивается сейчас на базе ИИ.
Само по себе их применение не запрещено, если только оно не ведет к нарушению антимонопольного законодательства: заключению вертикальных соглашений, осуществлению согласованных действий, координации экономической деятельности и созданию картелей.
Вспомним, что ФАС России уже возбуждала дела против Samsung и LG, координировавших экономическую деятельность реселлеров с применением ценовых алгоритмов (решения от 26.02.2018 по делу № 1-11-18/00-22-17, от 07.05.2019 по делу № 1-11-11/00-22-19).
Модели персонализации
Многие сервисы используют модели персонализации: на основе анализа истории взаимодействия пользователя с сервисом прогнозируется, какие песни, фильмы или товары ему больше всего понравятся или подойдут.
Например, «Кинопоиск» с помощью ИИ рекомендует фильмы и сериалы.
В этой ситуации можно говорить о таргетированной рекламе, нацеленной на тех, кто потенциально заинтересован в продукте или услуге. Поэтому при использовании ИИ также необходимо учитывать требования рекламного законодательства.
Полагаем, с развитием ИИ-технологий можно ожидать только роста юридических споров по различным аспектам их применения. Вместе с тем обеспечить надлежащее регулирование при внедрении и использовании искусственного интеллекта способно лишь сочетание разных инструментов и гибких подходов как на национальном, так и на международном уровне.