Загрузка...
31.05.2019
3 мин. на чтение

Рекламный бизнес переходит на самоконтроль

По всему миру набирает обороты тенденция передавать бизнес-сообществу элементы госрегулирования в отдельных отраслях экономики. В России уже существуют и развиваются механизмы саморегулирования, например, в ретейле, автомобильной промышленности, строительстве, фармацевтике. В 2017 г. ФАС России, ТПП РФ, АКАР и другие индустриальные объединения выступили с инициативой создать единую саморегулируемую организацию в сфере рекламы. Она станет альтернативой модели сорегулирования, предусматривающей контроль силами Федеральной антимонопольной службы, но при консультативно-совещательном содействии экспертного совета по рекламе, состоящего из представителей этого бизнеса. Инициатива, без сомнения, заслуживает поддержки, но есть вопросы, требующие доработки.

В российской рекламной индустрии уже существуют многочисленные саморегулируемые (далее также — СРО) и иные некоммерческие организации, которые различаются по территориальному и отраслевому охвату. Но, к сожалению, они разрозненные и небольшие по масштабу, поэтому вряд ли смогут эффективно выработать общие стандарты профессиональной деятельности и обеспечить контроль за их исполнением, централизованно сформировать и продвигать законодательные инициативы, а также единообразно реализовывать делегированные ФАС России полномочия. На сегодня такие организации могут исказить представление бизнес-сообщества и потребителей о необходимости внедрения самоуправления и его пользе. Однако не исключено, что они послужат хорошей базой для реализации деятельности единой СРО.

На наш взгляд, развитие саморегулирования в рекламном бизнесе следует оценивать положительно.

Во-первых, по своей природе оно предполагает изменение способа воздействия на нарушителей, что будет способствовать сокращению числа правонарушений в индустрии. Сейчас в этой сфере используется карательный способ воздействия — административный штраф, который применяется уже после того, как неправомерная реклама попала в публичный доступ. В условиях саморегулирования компании будут бояться потерять деловую репутацию и подвергнуться порицанию профессионального сообщества. Поэтому участники рынка станут тщательнее проверять рекламу на предмет соответствия отраслевому законодательству еще до того, как она окажется в публичном доступе.

Во-вторых, потенциально возможное уменьшение количества нарушений будет способствовать снижению нагрузки на ФАС России и суды.

В-третьих, исходя из анализа опыта саморегулирования иных сфер, полагаем, что в рамках деятельности СРО компании смогут внедрить повышенные международные стандарты в РФ. При этом каждый будет заинтересован в исполнении этих обязательств, так как примет их добровольно и в соответствии со своими интересами.

И в-четвертых, не стоит забывать, что процесс изменения документов на уровне СРО требует меньше времени и усилий, чем внесение поправок в федеральное законодательство. Поэтому, на наш взгляд, благодаря СРО регулирование рекламной деятельности будет более гибким и восприимчивым к потребностям отрасли.

В феврале 2019 г. в Реестре саморегулируемых организаций РФ была зарегистрирована единая СРО — Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее — АМИ РС, Ассоциация). Ее первые представительства в рамках пилотного проекта открыты в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

В настоящее время деятельность Ассоциации регулируют Меморандум о разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России (далее — Меморандум), Соглашение о взаимодействии ФАС России и АМИ РС (далее — Соглашение) и созданные на их основе Устав и иные внутренние документы. Нормативная база деятельности АМИ РС сформирована исходя из анализа опыта США, Индии, Китая и европейских стран, где саморегулирование в сфере рекламы развивается с 1990-х гг.

Для информации: с основополагающими документами АМИ РС можно ознакомиться на сайте sovetreklama.ru.

Успешная реализация пилотных проектов — большой шаг вперед в развитии СРО в рекламной индустрии. Но эта инициатива требует более детальной доработки. В частности, Меморандумом и Соглашением предусмотрены только общие положения по разделению компетенции АМИ РС и ФАС России, тогда как для продуктивной деятельности обеих структур необходимо четкое разделение, которое позволит избежать дублирования полномочий. Требуется однозначно определить статус решений Ассоциации: их обязательность, а также орган и порядок обжалования. Кроме того, надо учесть, что в АМИ РС должно быть максимальное географическое и отраслевое представительство: это поможет избежать концентрации полномочий СРО только в руках определенных игроков.

Полагаем, что все эти вопросы будут урегулированы путем внесения изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», над которыми сейчас работают ФАС России, ОКЮР и представители бизнеса. Законодательное закрепление позволит сделать правила игры на этом рынке более понятными и прозрачными, а также сильнее защитит его участников от возможных претензий регулятора.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q