Вопросы трансграничных расчетов сейчас актуальны, пожалуй, как никогда в новейшей истории России. В значительной степени они лежат в плоскости «ручного управления» риском, дойдет или не дойдет безналичный перевод денежных средств до получателя, даже в расчетах между неподсанкционными лицами, в отношении неподсанкционных товаров, в том числе с использованием валют дружественных государств, рассуждает руководитель группы банковской и финансовой практики «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова.
В 2022 году, когда иностранные банки-корреспонденты начали закрывать корсчета как попавшим под западные санкции, так и некоторым другим крупным российским банкам, ситуацию попытались исправить устранением ограничений для банков с базовой лицензией на открытие корсчетов в иностранных банках, которые до этого такой возможности не имели. По истечении почти года после снятия такого ограничения из ста банков с базовой лицензией корсчета за рубежом открыли около двадцати банков. Это хороший результат, но он явно не решил проблему доступности трансграничных расчетов. При этом альтернативные инструменты для трансграничных расчетов, например цифровые и криптовалюты, пока больше находятся в стадии проектов.
В этой связи необходимо обратить внимание на проблемы правоприменительного характера, с ними сталкивается бизнес при трансграничных взаиморасчетах с использованием тех инструментов, которые уже существуют, но по использованию которых возникают вопросы с точки зрения российского регулирования.
Если мы говорим про трансграничные операции, то сразу попадаем в зону вопросов валютного контроля. Валютные операции, как известно, условно можно разделить на импортно-экспортные, или операции ВЭД, и операции, связанные с движением капитала — это в первую очередь вложения в уставный капитал компаний-нерезидентов, приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов, сделки с недвижимостью и займы.
И если по первой категории операций, импортно-экспортных, сейчас фактически отменены все ограничения — сняты ограничения на авансы, отменено требование по обязательной продаже валютной выручки, фактически отменена репатриация, то по второй категории с учетом необходимости защитных экономических мер без получения специальных разрешений Правительственной комиссии, Минфина РФ или Банка России мало что возможно, особенно если речь идет об операциях с контрагентами из недружественных государств.