Загрузка...
04.10.2022
6 мин. на чтение

Административная ответственность генерального директора

Какие меры административной ответственности предусмотрены российским законодательством в отношении генерального директора российской организации, в каком порядке осуществляется привлечение к ответственности и исполнение наказания, в каких случаях ответственность генерального директора может быть исключена. Эти вопросы рассматривает Наталия Травкина, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп», к. ю. н., адвокат.

Как устанавливается административная ответственность

Административная ответственность устанавливается в следующих нормативных актах:
  • Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП);
  • законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
В большинстве статей особенной части КоАП и законов субъектов РФ, которые законодатель определяет, — какие незаконные действия следует считать административными правонарушениями и как за них наказывать.

Нормы предусматривают привлечение к административной ответственности самого юридического лица, в деятельности которого допущено нарушение требований законодательства РФ, должностного лица и рядового работника юридического лица.

Чтобы обычный работник (не должностное лицо) был привлечен к административной ответственности, необходимо, чтобы в соответствующей статье Особенной части КоАП субъектом правонарушения признавался гражданин.

То есть административное наказание применяется одновременно к юридическому лицу, к его должностному лицу, к иному работнику (ч. 3 ст. 2.1 КоАП). Исключение составляют случаи, когда в статьях КоАП и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, определяющих составы административных правонарушений, указано, что установленные ими меры ответственности применяются только к должностному лицу, или только к юридическому лицу, или только к гражданину (ч. 2 ст. 2.10 КоАП ). Также исключения предусмотрены ч. 4 и 5 ст. 2.1. КоАП, но их применение крайне ограничено.

Должностное лицо. В качестве должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности при выявлении нарушений в связи с предпринимательской и хозяйственной деятельностью юридического лица, в первую очередь рассматривается руководитель этой организации — генеральный директор, директор. Поскольку именно он действует от имени юридического лица, представляет его интересы, руководит текущей деятельностью и должен обеспечивать выполнение юридическим лицом и всеми его работниками требований действующего законодательства РФ.

Но в качестве должностного лица могут привлекаться к административной ответственности и другие работники юридического лица, если на них возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и в связи с выполнением этих функций они совершили правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность (примечание к ст. 2.4 КоАП, п. 4 постановления Пленума ВС от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях», п. 3 постановления Пленума ВС от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Исключение составляют случаи, когда КоАП прямо указывает генерального директора в качестве субъекта административного правонарушения. Таких норм в КоАП немного, например, ч. 1 и 2 ст. 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство», ч. 2 и 5 ст. 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве».

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение к административной ответственности в основном начинается с возбуждения дела об административном правонарушении.

Поводы для возбуждения дела. Поводом для возбуждения дела чаще всего является выявление должностными лицами административных органов достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Должностное лицо может выявить такую информацию непосредственно или получить информацию из сообщения, заявления какого-либо физического или юридического лица, из средств массовой информации и прочих источников (п. 1 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

Протокол и расследование. О совершении административного правонарушения составляется протокол немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.2 и ч. 1 ст. 28.5 КоАП).

Для проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, до составления протокола может быть проведено административное расследование.

Рассмотрение дела. Следующий этап — рассмотрение дела об административном правонарушении. В зависимости от нарушения рассмотрением дела может заниматься должностное лицо административного органа или судья. В этом году введено правило, согласно которому должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о таком правонарушении, за исключением случаев назначения административного наказания без составления протокола (ч. 8 ст. 22.2 КоАП).

Ранее практика исходила из обратного. Например, ВС указывал, что КоАП не содержит нормы, которой было бы запрещено рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (решение ВС от 22.01.2016 № 36-АД15-5).

Постановление и назначение наказания. Итогом данного этапа является вынесение постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление должно быть направлено лицу, в отношении которого оно вынесено (ч. 2 ст. 29.11 КоАП).

На составление протокола и последующее рассмотрение дела в обязательном порядке вызывается лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.1, ч. 4 ст. 28.2 и п. 2 ч. 1 ст. 29.7 КоАП).

Совершение этих действий в его отсутствии является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и влечет отмену наказания, но, конечно, при условии, что отсутствуют доказательства надлежащего извещения лица о месте и времени составления протокола или рассмотрения дела.

Упрощенный порядок. При привлечении к административной ответственности в упрощенном порядке протокол не составляется, рассмотрение материалов дела осуществляется без вызова лица, в отношении которого возбуждено производство по делу (ст. 28.6 КоАП).

Упрощенный порядок производства применяется чаще всего в отношении административных правонарушений в области дорожного движения, в области благоустройства территории и за нарушение порядка использования на платной основе парковок.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, может обжаловать постановление о назначении наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП).

Назначаемые наказания и их исполнение

Постановление о назначении наказания должно быть исполнено после вступления его в законную силу (ч. 2 ст. 31.2 КоАП). Если постановление не обжалуется, оно вступает в силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП).

Если оно было обжаловано и не отменено — немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (п. 3 ст. 31.1 КоАП) или после истечения срока для обжалования решения по жалобе, если такое решение не обжаловано (п. 2 ст. 31.1 КоАП).

Штраф. Традиционно административные штрафы — наиболее часто назначаемое наказание, это более половины всех наказаний (см. сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2021 год, cdep.ru). Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП).

Предупреждение. Все чаще и чаще назначается предупреждение. Например, в 2021 году количество назначаемых предупреждений составило 1 419 020, в то время как в 2020 году их было 801 356. Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется путем вручения или направления копии постановления (ст. 32.1 КоАП).

Дисквалификация. Вероятность применения дисквалификации в качестве наказания невысока. Практика свидетельствует о редкости применения дисквалификации в качестве административного наказания. Это происходит всего в 0,2 процента случаев.

Дисквалификация означает, в частности, лишение физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления любого юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 3.11 КоАП).

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом (ч. 2 ст. 32.11 КоАП).

Дисквалификация может быть применена только в отношении лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, то есть в отношении единоличного исполнительного органа: генерального директора, директора или члена коллегиального исполнительного органа (ч. 3 ст. 3.11 КоАП).

Реестр дисквалифицированных лиц. В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц, который ведет Федеральная налоговая служба.

Сведения, которые содержатся в реестре дисквалифицированных лиц, являются открытыми для всеобщего ознакомления (ч. 3 ст. 32.11 КоАП, п. 5.5.13 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506, п. 1.2. Регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом ФНС от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@).

Источник: «Корпоративный юрист»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Наталия Травкина
Руководитель группы административно-правовой защиты
n.travkina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

13.02.2024

Новости недвижимости: границы территориальных зон и населенных пунктов, оформление машино-места и др

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

16.02.2024

Открываем заведение общепита

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина приняла участие в подготовке...

22.01.2024

О назначении административной ответственности за нарушения валютного законодательства

ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель...

29.12.2023

Административная ответственность: важные изменения 2023 года

Право прокурора на возбуждение административного дела вне рамок надзорной деятельности прокуратуры комментирует руководитель...

30.10.2023

Силовиков отстранят от проверок бизнеса: мнение юристов

МВД предлагают отстранить от возбуждения административных дел против бизнесменов по тем составам КоАП, за соблюдением которых...