Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием налогового мониторинга
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что на
Законопроект в целом развивает положения, содержащиеся в принятой в начале текущего года Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга[1]. Законопроект содержит большое количество поправок, мы рассказываем об изменениях, которые посчитали наиболее значимыми.
1. Вступление в налоговый мониторинг
Предусматривается существенное снижение суммовых порогов, преодоление которых необходимо для вступления в мониторинг (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- включение НДФЛ и страховых взносов в перечень платежей, квалифицируемых в целях перехода на мониторинг (сейчас в качестве таких признаются только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ);
- уменьшение в 3 раза требований, предъявляемых к сумме уплачиваемых налогов (взносов), объёму выручки и стоимости активов: для вступления в мониторинг за год, предшествующий году подачи заявления на мониторинг, будет достаточно уплаты налогов (взносов) в размере не менее 100 млн руб., объёма доходов, стоимости активов (на 31 декабря такого года) в размере не менее 1 млрд руб.;
- отмена обязательности соблюдения суммовых требований для перехода на мониторинг участниками КГН.
|
В Концепции отмечается, что подобные меры приведут к тому, что к 2024 г. потенциальными участниками мониторинга будет почти 8 тыс. компаний. Надо отметить, что, с одной стороны, Законопроект даже более радикален, чем Концепция: предусматривается единовременное, а не поэтапное, как в Концепции, снижение суммовых порогов. С другой стороны, Законопроект не содержит возможности применения мониторинга при соответствии хотя бы одному из суммовых критериев, как это указано в Концепции. |
2. Нахождение на налоговом мониторинге
Истребование документов в порядке ст. 93.1 НК РФ
Законопроект предоставляет возможность налоговым органам, проводящим мониторинг, при получении поручения об истребовании документов (информации) самостоятельно выгружать запрошенные сведения из системы находящейся на мониторинге компании (без направления ей соответствующего требования). О факте такой выгрузки налоговый орган должен уведомить компанию.
Данная возможность применима к организациям, которые представляют документы налоговым органам через свои информационные системы.
Представление документов
Предусматривается новый способ передачи документов (информации, пояснений) налоговому органу: через информационные системы компании, к которым инспекции предоставляется доступ.
Проведение КНП и ВНП компаний на мониторинге
Законопроект сокращает до одного предусмотренные в настоящий момент четыре основания для проведения КНП участников мониторинга (п. 1.1 ст. 88 НК РФ)[2]: досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления декларации (расчёта) за период, за который проводится (проведён) налоговый мониторинг.
В отличие от КНП, количество оснований для ВНП (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ) предлагается оставить прежним, однако вносятся важные уточнения:
- для проведения ВНП по причине невыполнения компанией мотивированного мнения, оно должно быть не исполнено до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга[3]. ВНП в таком случае может быть назначено в течение двух месяцев со дня истечения указанного срока. В настоящий момент НК РФ не содержит никаких ограничительных сроков в данной части;
- представление уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате (увеличен убыток) за период проведения мониторинга, является причиной для проведения ВНП, только если она представлена в календарном году, за который мониторинг не проводится. Сейчас в НК РФ основанием для проведения ВНП является само по себе представление уточнённой декларации (расчёта) за период мониторинга с уменьшенной суммой налога к уплате (или увеличенным убытком – для участников КГН).
|
Налогоплательщики рассчитывают на уменьшение оснований и для проведения ВНП. Так, непонятна необходимость ВНП в случае невыполнения компанией мотивированного мнения: очевидно, что принимая мотивированное мнение, налоговый орган уже досконально изучил соответствующий вопрос и крайне маловероятно, что вынесенное по итогам ВНП решение будет отличаться от мотивированного мнения. Концепция по данному вопросу предусматривает, что при несоблюдении компанией мотивированного мнения инспекция, не проводя ВНП, может вынести итоговое решение. Аналогичным образом сохранение основания для проведения ВНП в рамках контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящего (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ, пп. 1 п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ) и возможность таким образом «пересмотреть» результаты мониторинга не отвечает заявленным принципам этой формы налогового контроля: определённость налогообложения, быстрое закрытие периодов, взаимное доверие и открытость налогоплательщиков и налоговых органов. |
Заявительный порядок возмещения НДС (акциза)
Компаниям на мониторинге предлагается предоставить право возмещать НДС (акциз) в заявительном (ускоренном) порядке. Правомерность возмещения налога будет проверяться в рамках мониторинга без назначения КНП.
При этом в случае излишнего возмещения налога проценты на соответствующую сумму будут начисляться по процентной ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ (а не по двукратной ставке ЦБ РФ, как для других налогоплательщиков – п. 17 ст. 176.1 НК РФ, п. 14 ст. 203.1 НК РФ).
Продление периода налогового мониторинга
Период проведения мониторинга – календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).
Законопроект предусматривает, что для продления периода мониторинга компании, уже находящиеся на мониторинге, не обязаны соблюдать суммовые пороги, установленные для вступления в мониторинг.
Кроме того, периоды осуществления мониторинга предлагается продлевать автоматически без необходимости подачи заявления о проведении мониторинга за год, следующий после трёх лет проведения мониторинга (пп. 1.1, 7 ст. 105.27 НК РФ).
Продление срока налогового мониторинга
Срок проведения мониторинга начинается с 1 января года – периода проведения мониторинга и оканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Основания для продления этого срока действующим законодательством не предусмотрены.
Законопроектом предлагается дополнить НК РФ двумя такими основаниями, каждое из которых связано с представлением уточнённой декларации (расчёта) за период проведения мониторинга в году, за который мониторинг уже не проводится:
- при представлении такой декларации (расчёта) менее чем за три месяца до окончания срока проведения мониторинга;
- при представлении такой декларации с суммой НДС (акциза) к возмещению менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения мониторинга.
Срок проведения мониторинга в таких ситуациях может быть продлён на три и шесть месяцев соответственно.
Если же компания продолжает находиться на мониторинге и представляет уточнённую декларацию (расчёт) за период, за который срок проведения мониторинга истёк, то такую декларацию (расчёт) предлагается проверять в рамках периода мониторинга, срок проведения которого не окончен.
В связи с сокращением оснований для проведения проверок компаний на мониторинге и возможностью продления срока мониторинга Законопроектом также предлагается установить, что компания должна предоставлять доступ к документам (информации) за период проведения мониторинга в течение срока проведения мониторинга за этот период и следующих трех лет со дня окончания такого срока.
|
В ситуации, когда планируется уменьшить количество случаев проведения проверок компаний на мониторинге, закрепление за инспекциями возможности продления срока проведения мониторинга выглядит логичным и обоснованным. Вместе с тем, неясно, почему Законопроект не предоставляет инспекциям право продлить срок направления уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений (п. 9 ст. 105.30 НК РФ) в случае увеличения срока проведения мониторинга. |
Мотивированное мнение налогового органа
Предлагается установить, что до составления мотивированного мнения по собственной инициативе налоговый орган должен направить компании уведомление о наличии оснований для составления такого мнения. Компания может представить свои пояснения на это уведомление или внести необходимые исправления. Мотивированное мнение составляется инспекцией, если с учётом представленных пояснений имеющиеся факты свидетельствуют о неправильной уплате налогов (сборов, взносов).
Также планируется закрепить право налогового органа составлять мотивированные мнения по собственной инициативе в течение всего срока проведения мониторинга (а не до 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга, как сейчас).
|
К сожалению, в Законопроекте не содержится никаких поправок, которые были бы направлены на обеспечение стабильности (неизменности) и публичности мотивированных мнений. В то же время Концепция предусматривает разработку и утверждение порядка публикации информации по результатам составления мотивированных мнений. Возможно, ФНС России планирует закрепить такой порядок на уровне своего приказа. |
3. Досрочное прекращение налогового мониторинга
Поправки касательно оснований для досрочного прекращения мониторинга являются, по нашему мнению, противоречивыми.
С одной стороны, регулирование в этой части ужесточается: добавляется новое основание для досрочного прекращения мониторинга – систематическое (два и более раза) несвоевременное представление налоговому органу документов (информации, пояснений).
С другой стороны, вместо нынешнего одномоментного прекращения мониторинга (п. 2 ст. 105.28 НК РФ), так же как и в отношении мотивированных мнений, предлагается установить двухэтапную процедуру. Сначала налоговый орган должен уведомить компанию о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга. Компания в ответ на это уведомление может представить пояснения с обоснованием позиции, что в действительности таких оснований нет. Также компания вправе устранить нарушения, предусмотренные пп. 1[4] и пп. 2[5] п. 1 ст. 105.28 НК РФ. Инспекция может досрочно прекратить мониторинг только по результатам рассмотрения полученных от компании пояснений (либо по истечении срока на представление пояснений при их отсутствии).
|
Сохранение в качестве основания для досрочного прекращения мониторинга всего лишь двукратного непредставления компанией документов (информации, пояснений) (пп. 3 п. 1 ст. 105.28 НК РФ) и, кроме того, дополнение НК РФ аналогичным основанием для прекращения мониторинга, представляется чрезмерным. Было бы более обоснованным, если бы, по крайней мере, при первом выявленном нарушении такого рода компания, например, привлекалась к ответственности в виде штрафа и могла сохранить право находиться в режиме мониторинга, а не сразу же лишалась его. Это являлось бы более справедливым и относительно двух других оснований досрочного прекращения мониторинга, по которым Законопроект предлагает предоставить налогоплательщику возможность устранить соответствующие нарушения (в отличие от рассматриваемого). |
О чём подумать, что сделать
Законопроект находится на стадии публичных обсуждений (заканчиваются 9 сентября 2020 г.) и окончательная редакция на пути к закону ещё может существенно измениться.
Вместе с тем, уже сейчас компаниям, находящимся на мониторинге, будет полезно ознакомиться с предлагаемыми изменениями для дальнейшего планирования своей деятельности на данной форме налогового контроля.
Многие компании, которые хотели бы вступить в мониторинг, но в настоящий момент не подходят по предъявляемым суммовым критериям, вполне вероятно получат возможность перейти на мониторинг в ближайшем будущем.
Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» продолжит следить за развитием событий и предлагает помощь в консультировании по обширному кругу вопросов, связанных со вступлением и нахождением на налоговом мониторинге, в том числе: подготовка обоснования для входа в налоговый мониторинг для владельцев (акционеров), оценка имеющейся системы внутреннего контроля и подготовка рекомендаций по её доработке с учётом требований ФНС России, подготовка документов для вступления в мониторинг, подготовка запросов о представлении мотивированных мнений, разногласий на мотивированные мнения.[1] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р.
[2] Камеральная проверка проводится в случаях: представления декларации (расчёта) позднее 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга; представления декларации по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению; представления уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате (увеличен убыток); досрочного прекращения мониторинга.
[3] То есть до момента направления организации уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, полученных в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
[4] Неисполнение регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга.
[5] Представление организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга.