Загрузка...
30.12.2020
13 мин. на чтение

Закон о совершенствовании налогового мониторинга

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что законом о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ[1] предусмотрен целый ряд мер по развитию налогового мониторинга, среди которых: снижение порогов для вступления в мониторинг и продление срока подачи заявления о переходе на мониторинг; изменение порядка информационного взаимодействия компании на мониторинге и инспекции; новый порядок приостановления операций по счетам, проведения камеральных, выездных и встречных проверок компании на мониторинге; изменения в процедуре составления мотивированного мнения по инициативе налогового органа, досрочного прекращения мониторинга; предоставление участникам мониторинга права в заявительном порядке возмещать НДС и акцизы.

Закон во многом развивает положения принятой в начале 2020 г. Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга[2].

Закон содержит большое число поправок. В рамках настоящего алёрта мы рассказываем об изменениях, которые посчитали наиболее важными[3].

1. Снижение суммовых порогов для вступления в мониторинг

Значительно снижены суммовые пороги, которые необходимо преодолеть для вступления в мониторинг:
  • НДФЛ и страховые взносы включены в перечень платежей, учитываемых в целях перехода на мониторинг (сейчас в качестве таковых принимаются только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ);
  • уменьшены в 3 раза требования, предъявляемые к сумме уплачиваемых налогов, объёму выручки и стоимости активов. Для вступления в мониторинг за год, предшествующий году подачи заявления на мониторинг, будет достаточно уплаты налогов в размере не менее 100 млн руб., объёма доходов и стоимости активов в размере не менее 1 млрд руб.;
  • отменена обязательность соблюдения суммовых требований для перехода на мониторинг участниками КГН.
comment.jpgВ Концепции отмечается, что меры по снижению суммовых требований приведут к тому, что к 2024 г. потенциальными участниками мониторинга будут почти 8 тыс. компаний. Однако Закон, в отличие от Концепции, не предусматривает возможности перехода на рассматриваемую форму налогового контроля при соответствии хотя бы одному из суммовых критериев. 

2. Продление срока подачи заявления о проведении мониторинга

Закон продлевает на 2 месяца срок подачи заявления на вступление в мониторинг: его можно направить до 1 сентября года, предшествующего году начала проведения мониторинга (а не до 1 июля, как было до утверждения Закона).

comment.jpgПри принятии решения об увеличении срока представления заявления, вероятно, был учтён опыт 2020 г., в котором у налоговых органов был всего лишь один месяц на проверку поданных налогоплательщиками для вступления в мониторинг документов[4].

Таким образом, принятая в 2020 г. временная мера по продлению на 3 месяца периода представления заявлений о проведении мониторинга за 2021 г., становится постоянной (хотя и в несколько «урезанном» виде). При этом срок вынесения налоговыми органами решений по документам налогоплательщиков остался неизменным – до 1 ноября года, в котором подано заявление.

Уменьшение времени проверки документов налогоплательщиков, с одной стороны, и планируемый существенный рост участников мониторинга, с другой, позволяют предположить, что ФНС России рассчитывает на автоматизированную проверку поданных для вступления в мониторинг документов[5].

Кроме того, на уровне Приказа ФНС России планируется закрепить порядок согласования дорожной карты по подготовке к переходу на мониторинг[6]. Дорожная карта предусматривает, что налоговый орган должен быть ознакомлен с документами налогоплательщика для вступления в мониторинг существенно раньше даты подачи соответствующего заявления.

3. Новые требования к регламенту информационного взаимодействия (РИВ) и учётной политике для целей налогообложения

Закон устанавливает ряд дополнительных требований к содержанию РИВ и учётной политики компании.
 
В частности, если компания на мониторинге предоставляет налоговому органу доступ к своим информационным системам, то в РИВ должно быть отражено время доступа к документам (информации), связанным с уплатой налогов (сборов, взносов) за период проведения мониторинга[7], в течение срока проведения мониторинга за этот период[8] и следующих трех лет со дня окончания данного срока.

В учётной политике компании, переходящей на налоговый мониторинг, дополнительно должны быть указаны информация о порядке отражения компанией в регистрах бухгалтерского (налогового) учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.

4. Отмена информационного взаимодействия по ТКС

Закон определяет, что такой способ информационного взаимодействия между налогоплательщиком на мониторинге и налоговым органом как взаимодействие по ТКС может применяться только до 2023 г. (включительно).

comment.jpgО планах по отмене обмена документами и информацией по ТКС в рамках мониторинга было известно уже достаточно давно. Тем самым в соответствии с Законом с 2024 г. останется два вида информационного взаимодействия: через витрину данных или посредством предоставления удалённого доступа к информационным системам компании. При этом на уровне НК РФ такие способы взаимодействия не разделяются и обозначаются как предоставление доступа к информационным системам организации. 

5. Предоставление и получение документов

На уровне НК РФ закрепляется новый способ обмена документами (информацией) между компанией и налоговым органом: через информационные системы компании на мониторинге, к которым инспекции предоставлен доступ. 

Эти поправки означают, что компании на мониторинге не нужно будет дублировать по ТКС, например, направленные через свои информационные системы ответы на требования налогового органа о предоставлении документов (информации, пояснений). Также Закон предоставляет возможность направлять через информационные системы компании запросы о предоставлении мотивированных мнений.

6. Приостановление операций по счетам

Закон устанавливает, что решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств участника мониторинга принимается налоговым органом, проводящим мониторинг. Тем самым в этой части вводится принцип «одного окна», что, безусловно, будет удобно для налогоплательщиков.

7. Встречная проверка

Закон дополняет ст. 93.1 НК РФ нормой о том, что налоговый орган, проводящий мониторинг, имеет право запрашивать у контрагентов компании на мониторинге документы (информацию), касающиеся её деятельности. Фактически в целях ст. 93.1 НК РФ Закон приравнивает компании на мониторинге к компаниям, в отношении которых проводится налоговая проверка.

comment.jpgПервоначальная версия проекта Закона предоставляла возможность налоговым органам, проводящим мониторинг, при получении в рамках встречной проверки поручения об истребовании документов (информации) у компании на мониторинге самостоятельно выгружать запрошенные сведения из её информационной системы (без направления компании соответствующего требования). Принятая редакция Закона таких положений не содержит. 

8. Проведение КНП и ВНП компании на мониторинге

Сокращаются до одного предусмотренные ранее четыре основания для проведения КНП участников мониторинга: остается лишь досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления декларации (расчёта) за период, за который проводится (проведён) налоговый мониторинг.

Количество оснований для ВНП осталось прежним, однако внесены важные уточнения:
  • для проведения ВНП по причине невыполнения компанией мотивированного мнения оно должно быть не исполнено до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга[9]. ВНП в таком случае назначается в течение двух месяцев со дня истечения указанного срока. До принятия поправок НК РФ не содержал подобных ограничительных сроков;
  • представление уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате, увеличен налог к возмещению или размер убытка[10] за период проведения мониторинга, является причиной для проведения ВНП, только если она представлена в календарном году, за который мониторинг не проводится. До принятия Закона основанием для проведения ВНП являлось само по себе представление уточнённой декларации (расчёта) за период мониторинга с уменьшенной суммой налога к уплате (или увеличенным убытком – для участников КГН).
comment.jpg
Уменьшение оснований для проведения проверок Закон «компенсирует» предоставлением налоговому органу права в ряде случаев проводить осмотр территории (помещений, документов, предметов) компании на мониторинге (ст. 92 НК РФ). 

В перспективе хотелось бы, чтобы уменьшилось количество оснований не только для КНП, но и для ВНП. Например, сохранение в качестве основания для ВНП осуществления вышестоящим налоговым органом контроля за деятельностью нижестоящего (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ, пп. 1 п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ) и возможность таким образом «пересмотреть» результаты мониторинга не отвечает заявленным принципам этой формы налогового контроля: определённость налогообложения, быстрое закрытие периодов, взаимное доверие и открытость налогоплательщиков и налоговых органов.

9. Продление периода налогового мониторинга

Закон предусматривает, что для продления периода мониторинга компании, являющиеся участниками КГН, а также организации, уже находящиеся на мониторинге, не обязаны соблюдать суммовые пороги, установленные для вступления в мониторинг. 

Кроме того, периоды проведения мониторинга теперь продлеваются автоматически без необходимости подачи заявления о проведении мониторинга за год, следующий после трёх лет проведения мониторинга (как это было до утверждения Закона).

10. Продление срока налогового мониторинга

До принятия Закона срок проведения мониторинга не мог быть продлён. Закон дополнил НК РФ двумя основаниями для увеличения этого срока, каждое из которых связано с представлением уточнённой декларации (расчёта) за период проведения мониторинга в году, за который мониторинг уже не проводится:
  • при предоставлении такой декларации (расчёта) менее чем за три месяца до окончания срока проведения мониторинга;
  • при предоставлении такой декларации с суммой НДС (акциза) к возмещению менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения мониторинга.
Срок проведения мониторинга в таких ситуациях может быть продлён на три и шесть месяцев соответственно.

Если же компания продолжает находиться на мониторинге и представляет уточнённую декларацию (расчёт) за период, за который срок проведения мониторинга истёк, то такая декларация (расчёт) будет проверена в рамках текущего периода мониторинга.

В ситуации, когда уменьшается количество оснований для проверок компаний на мониторинге, закрепление за налоговым органом возможности продления срока проведения мониторинга выглядит логичным и обоснованным. 

11. Мотивированное мнение налогового органа

Закон устанавливает, что до составления мотивированного мнения по собственной инициативе налоговый орган должен направить компании уведомление о наличии оснований для составления такого мнения. В этом уведомлении инспекция указывает факты, свидетельствующие о неправильной уплате налогов, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений. Участник мониторинга может представить пояснения на это уведомление или внести необходимые исправления. Мотивированное мнение составляется инспекцией, если с учётом представленных пояснений выявленные факты свидетельствуют о неправильной уплате налогов.

Также Закон закрепляет за налоговыми органами право составлять мотивированные мнения по собственной инициативе в течение всего срока проведения мониторинга (а не до 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга, как было до поправок).

comment.jpgК сожалению, в Законе нет положений, которые были бы направлены на обеспечение стабильности (неизменности) и публичности мотивированных мнений. На то, что у ФНС России пока нет планов создавать доступную для налогоплательщиков базу мотивированных мнений по аналогии с сервисом «Решения по жалобам», размещённым на сайте ФНС России, в одном из интервью обращала внимание и начальник Управления налогового мониторинга ФНС России М.А. Крашенинникова[11].

12. Заявительный порядок возмещения НДС (акциза)

Компаниям на мониторинге предоставлено право возмещать НДС (акциз) в заявительном порядке. Правомерность возмещения налога будет проверяться в рамках мониторинга без назначения КНП.

При этом в случае излишнего возмещения налога проценты на соответствующую сумму будут начисляться по процентной ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ (а не по двукратной ставке ЦБ РФ, как для других налогоплательщиков – п. 17 ст. 176.1 НК РФ, п. 14 ст. 203.1 НК РФ). 
 

13. Досрочное прекращение мониторинга

Поправки касательно оснований для досрочного прекращения мониторинга являются разнонаправленными.

С одной стороны, регулирование в этой части ужесточается: добавляется новое основание для досрочного прекращения мониторинга – систематическое (два и более раза) несвоевременное представление налоговому органу документов (информации, пояснений).

С другой стороны, вместо применявшегося одномоментного прекращения мониторинга так же, как и в отношении мотивированных мнений, установлена двухэтапная процедура. Сначала налоговый орган должен уведомить компанию о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга. Налогоплательщик в ответ на это уведомление может либо устранить обстоятельства, являющиеся основанием для досрочного прекращения мониторинга (о чём направляет уведомление), либо представить пояснения с обоснованием позиции, что в действительности таких оснований нет. Инспекция досрочно прекращает мониторинг только по результатам рассмотрения полученного от организации уведомления или пояснений (либо по истечении срока на представление таких документов). 
 

14. Вступление в силу Закона

Закон предусматривает различные сроки вступления в силу содержащихся в нём норм. При этом большая часть положений Закона, посвящённых налоговому мониторингу, применяется с 01.07.2021 г.

Нормы, касающиеся сокращения оснований для проведения КНП, продления срока проведения мониторинга, заявительного порядка возмещения НДС и акциза, а также ряд других норм, которыми вносятся поправки в часть вторую НК РФ, применяются в отношении деклараций (расчётов), представленных за периоды после 01.07.2021 г. 

О чём подумать, что сделать

В настоящий момент происходит одно из самых значительных изменений в правовом регулировании режима налогового мониторинга с момента появления этого института.

Так, помимо принятия в текущем году Закона, а также упомянутых выше Концепции и Письма ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ на федеральном портале проектов нормативных актов размещены проекты приказов ФНС России об утверждении электронных форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним (призван заменить Приказ ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним»), об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа, и требований к ним. Их принятие планируется в апреле 2021 г.

В ближайшем будущем ожидается опубликование проекта приказа в части требований к системе внутреннего контроля компании (призван заменить Приказ ФНС России 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля»), а также, возможно, проектов приказов, регулирующих другие вопросы мониторинга. 

Компаниям, как уже находящимся на налоговом мониторинге, так и только планирующим переходить на данную форму налогового контроля, необходимо внимательно следить за происходящими трансформациями: компаниям на мониторинге – для того, чтобы вовремя внести необходимые изменения в принятые документы и действующие процессы; компаниям, переходящим на мониторинг – чтобы отталкиваться от актуальных требований при подготовке ко вступлению в мониторинг.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» следит за многочисленными изменениями в правовом регулировании налогового мониторинга и предлагает помощь в консультировании по различным вопросам, связанным со вступлением в мониторинг и нахождением на этой форме налогового контроля. В частности: анализ выполнения компанией условий для вступления в мониторинг и подготовка обоснования для входа в мониторинг для владельцев (акционеров); диагностика имеющейся системы внутреннего контроля и управления рисками и подготовка рекомендаций по её доработке с учётом меняющихся требований ФНС России; подготовка документов для вступления в мониторинг и сопровождение компании при переходе на мониторинг; анализ необходимости доработки уже принятых участником мониторинга документов с учётом изменений в правовом регулировании; оценка поступающих от налогового органа в рамках мониторинга документов и подготовка и (или) участие в подготовке ответов на них. 



[1] Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах», далее – Закон.

[2] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р.

[3] Примечательно, что при рассмотрении проекта Закона в Государственной Думе РФ во втором чтении в него был внесен ряд дополнительных положений, не имеющих к налоговому мониторингу никакого отношения (например, ст.ст. 3-5 Закона). В связи с этим даже было изменено название законопроекта (первоначально проект Закона назывался «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием налогового мониторинга»).

[4] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

[5] Напомним, что Письмом от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ ФНС России направила новые рекомендуемые электронные формы и форматы представления документов, используемых при вступлении в налоговый мониторинг и проведении налогового мониторинга. 
Также на федеральном портале проектов нормативных актов размещён проект Приказа ФНС России об утверждении электронных форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним (https://regulation.gov.ru/projects#npa=108489).

[6] Обозначенный выше проект Приказа ФНС России об утверждении электронных форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним. Сейчас форма дорожной карты предложена в Письме ФНС России от 07.05.2019 № ЕД-4-15/8599@.

[7] Календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

[8] Начинается с 1 января года – периода проведения мониторинга и заканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
То есть до момента направления организации уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, полученных в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

[9] То есть до момента направления организации уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, полученных в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

[10] Для участников КГН – представление уточнённой декларации по налогу на прибыль с суммой налога к уменьшению (увеличением убытка).
 
[11] Журнал «Налоговая политика и практика», № 11, ноябрь 2020.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Новости недвижимости и строительства: высотность застройки в Москве, решения Росреестра, КРТ, ЕГРН

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

15.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка

Продолжаем обзоры налоговых тем, которые не дошли до рассмотрения высшими судами, но интересны с точки зрения развития налогового...

15.04.2024

Подтвержденные нотариусом обстоятельства в налоговых спорах

Продолжая тему доказательств в налоговых делах, автор исследует нотариально удостоверенный допрос. О том, какие процессуально-правовые...

15.04.2024

Определение действительного размера налогового обязательства налогоплательщика: кто, как и когда?

КС РФ называет налоговую реконструкцию способом определения действительного размера налогового обязательства (ДРНО) налогоплательщика....

15.04.2024

Новая редакция пункта 1 статьи 129.3 НК РФ: проблемы толкования

Нормы, устанавливающие публично-правовую ответственность, должны отвечать высоким стандартам с точки зрения ясности и непротиворечивости....