Загрузка...
27.03.2013
4 мин. на чтение

Важные изменения в сфере контроля за трансфертными ценами

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 22 марта 2013 г. Государственная Дума приняла закон, согласно которому срок подачи уведомлений о контролируемых сделках и проведения контрольных мероприятий за 2012 год перенесен на полгода. Законом предусмотрено также освобождение от ценового контроля сделок по предоставлению займов, кредитов, поручительств и банковских гарантий, заключенных до 1 января 2012 г., условиях которых не были изменены. 

Изменение срока подачи уведомлений и проведения проверок

Статья 4 (переходные положения) Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» дополнена пунктом 8.1 следующего содержания: «8.1. Уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 ноября 2013 года».

Таким образом, уведомления за 2012 год налогоплательщики в порядке ст. 105.16 НК РФ должны представить не 20 мая, а 20 ноября 2013 г.

Дата, с которой налоговые органы вправе будут запрашивать подтверждающие документы по ст.105.15 НК РФ, также перенесена на полгода – на 1 декабря 2013 г.

Соответственно на 30 июня 2014 г. откладывается срок, не позднее которого налоговый орган должен принять решение о проведении налоговой проверки.

Комментарий ПГ

Такой перенос сроков на пользу как налогоплательщикам, так и налоговой службе, т.к. позволит лучше подготовиться к предоставлению и обработке принципиально новой информации. 
В настоящее время идет острая дискуссия о несоответствии формы уведомления и требований по его заполнению положениям ст. 105.16 НК РФ. Налоговый орган существенно расширил объем информации, который налогоплательщик обязан сообщить в уведомлении, что вызывает объективные сложности при заполнении уведомления. Среди рассматриваемых вариантов совершенствования порядка заполнения уведомления – возможность агрегированного отражения в уведомлении несущественных сделок.

Освобождение ряда сделок от ценового контроля

Статья 4 (переходные положения) Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ дополнена частью 5.1 следующего содержания: «5.1. Положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением сделок, условия которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были изменены.».
Действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Комментарий ПГ

Таким образом, заключенные до 1 января 2012 г. сделки по предоставлению займа (в том числе беспроцентного или низкопроцентного), кредита, поручительства и банковской гарантии освобождаются от налогового контроля за трансфертным ценообразованием, если условия этих сделок после 1 января 2012 г. не изменялись. 

Иные изменения в контроле за трансфертным ценообразованием

11 марта 2013 г. Минюст России зарегистрировал Приказ ФНС России от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@, которым утверждены формы документов, применяемые при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, требования к составлению акта проверки, а также основания и порядок продления срока проведения проверки. 

В соответствии с п. 4 ст. 105.17 НК РФ проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до двенадцати месяцев. Приказом предусмотрено, что основаниями продления срока проведения проверки до двенадцати месяцев являются:

  1. проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков;
  2. возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.);
  3. непредставление налогоплательщиком в установленный п. 6 ст. 105.17 НК РФ срок документов, необходимых для проведения проверки.
Решение о продлении срока проведения проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России.

Комментарий ПГ

Согласно п. 4 ст. 105.17 НК РФ основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются ФНС России. Таким образом, компаниям необходимо принять к сведению основания продления, установленные в данном Приказе, которые означают, что практически у всех крупнейших налогоплательщиков проверка трансфертного ценообразования будет длиться до года и более.
Необходимо отметить несоответствие данного Приказа положениям п. 6 ст. 105.17 НК РФ, согласно которым 30-дневный срок со дня получения соответствующего требования установлен для представления документации, а не документов, необходимых для проведения проверки.
Следует также отметить, что ст. 83 НК РФ устанавливает, что Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, но не определяет, какие организации следует относить к категории крупнейших налогоплательщиков.

Помощь консультантов

Юристы компании «Пепеляев Групп готовы предоставить практические рекомендации по преодолению сложностей заполнения уведомлений о контролируемых сделках, направленные на снижение издержек на их заполнение и соблюдение требований налогового законодательства. 

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Валентине Акимовой, Партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по v.akimova@pgplaw.ru; Ксении Литвиновой, Ведущему юристу по тел.: (495) 967-00-07 либо по k.litvinova@pgplaw.ru


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.01.2025

Банкротство. Субсидиарная ответственность главного бухгалтера и финансового директора

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о субсидиарной ответственности по все...

Смотреть

10.02.2025

Срок действия отчета об оценке активов: уточненные правила для «недружественных» нерезидентов

Информируем об разъяснении Минфином России срока составления отчета об оценке рыночной стоимости активов, а также...

10.02.2025

Получение разрешения Правкомиссии на смену директора

Информируем об изменении подхода Минфина России к вопросу смены директора общества, находящегося под контролем недружес...

05.02.2025

Новые критерии для включения в реестр российского ПО

Информируем об опубликовании проекта новых Правил формирования реестра российского ПО как для уже находящихся в нем ...

03.02.2025

Минюст России предложил увеличить размеры штрафов по 36 статьям УК РФ по экономическим преступлениям

Информируем, что Минюстом разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона о внесении изменений...