Загрузка...
06.12.2022
5 мин. на чтение

В России заработала система учета интернет-рекламы

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 31 октября 2022 г. завершен переходный период внедрения в РФ системы учета интернет-рекламы. Теперь участники рынка интернет-рекламы обязаны предоставлять в Единый реестр интернет-рекламы (далее – ЕРИР) информацию об интернет-рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, получать для каждого рекламного материала идентификатор рекламы, маркировать интернет-рекламу пометкой «реклама».

На текущий момент к участникам рынка интернет-рекламы относятся следующие категории лиц.

1. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

2. Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). К рекламораспространителям могут относиться, например, владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в сети «Интернет», включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторы поисковых систем.

3. Оператор рекламной системы – лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы (п. 14 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). К рекламным системам относятся, например, Яндекс.Директ, Google Реклама. Как правило, рекламные системы предоставляют рекламодателям и рекламным агентствам возможность размещать в сети «Интернет» рекламу в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире. Реклама, размещаемая при помощи рекламной системы, может быть, в том числе, следующих видов:

  • контекстная реклама – реклама, показ которой осуществляется при условии соответствия тематики (контекста) рекламы интересам пользователя, которому показывается такая реклама;

  • поисковая реклама – реклама, показ которой осуществляется при условии наличия в поисковом запросе пользователя слова или словосочетания, которые указаны рекламодателем или рекламным агентством в качестве основания для показа такой рекламы.

4. Рекламное агентство может выступать посредником между другими участниками рынка интернет-рекламы. В соответствии с позицией Роскомнадзора для целей учета интернет-рекламы в ЕРИР рекламное агентство в зависимости от особенностей деятельности может быть квалифицировано в качестве рекламодателя или рекламораспространителя[1].

Состав и последовательность взаимодействия участников цепочки распространения интернет-рекламы могут быть различными, например: рекламодатель – рекламное агентство – оператор рекламной системы – рекламораспространитель.

1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 347-ФЗ в ФЗ «О рекламе», в части внедрения системы учета интернет-рекламы. На участников рынка интернет-рекламы (рекламодателей, рекламораспространителей, рекламные агентства и операторов рекламных систем) возложены следующие обязанности.

1. Предоставление в ЕРИР информации о размещенной интернет-рекламе

Оператором ЕРИР является Роскомнадзор. Информация предоставляется в ЕРИР через уполномоченные Роскомнадзором организации – операторов рекламных данных (далее – ОРД).

ОРД – это российские юридические лица, которые обладают исключительным правом или имеют право использования в отношении программного обеспечения, предназначенного для установления факта распространения интернет-рекламы. ОРД уполномочены осуществлять учет интернет-рекламы, а также предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор. Для отбора ОРД создается комиссия при Роскомнадзоре.

На текущий момент к ОРД относятся следующие компании[2]:

  • Яндекс Оператор Рекламных Данных (ord.yandex.ru);
  • ОЗОН ОРД (ord.ozon.ru);
  • ОРД-А (ord-a.ru);
  • ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ (ord-lab.ru);
  • ПЕРВЫЙ ОРД (1ord.ru);
  • ВК РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ord.vk.com);
  • МЕДИАСКАУТ (mediascout.ru).

До начала распространения интернет-рекламы рекламодатель, рекламораспространитель, рекламное агентство, оператор рекламной системы обязаны зарегистрировать личный кабинет на сайте ОРД. После регистрации личного кабинета каждый участник цепочки распространения интернет-рекламы обязан указать информацию о договорах, заключенных с другими участниками, включая стороны, предмет договора, дату заключения и иную информацию.

В течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было осуществлено распространение интернет-рекламы, в личном кабинете ОРД участники цепочки распространения интернет-рекламы регистрируют информацию об исполнении договоров, включая сведения о дате и номере акта (актов) сдачи-приемки оказанных услуг, стоимости и объеме оказанных услуг и иную информацию.

Информация о договорах и актах должна быть зарегистрирована в личном кабинете на сайте ОРД в отношении всех участников цепочки распространения интернет-рекламы.

В соответствии с позицией Роскомнадзора[3] каждый участник самостоятельно регистрирует такую информацию. Вместе с тем рекламодатель, обладающий исключительным правом на товарный знак (объект рекламирования) и (или) являющийся изготовителем или продавцом товаров, вправе делегировать обязанность по передаче сведений в ЕРИР другим участникам цепочки распространения интернет-рекламы. В договоре в явном виде должна быть предусмотрена обязанность рекламораспространителя и (или) оператора рекламной системы предоставлять сведения о рекламе в ЕРИР вместо рекламодателя.

2. Получение для каждого рекламного материала идентификатора рекламы

Распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения каждому рекламному материалу (баннер, текстовый или текстово-графический блок, видеоролик, аудиозапись) идентификатора рекламы. Идентификатор рекламы представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной интернет-рекламы и учета информации о такой рекламе. Присвоение идентификатора рекламы осуществляют ОРД (ч. 17 ст. 18.1 ФЗ «О рекламе»).

Для присвоения идентификатора рекламы рекламный материал должен быть зарегистрирован в личном кабинете на сайте ОРД до начала распространения интернет-рекламы. В соответствии с позицией Роскомнадзора зарегистрировать рекламный материал в ОРД может любой участник цепочки распространения интернет-рекламы. Удобнее всего это сделать оператору рекламной системы или рекламораспространителю[4].

3. Маркировка интернет-рекламы

Интернет-реклама должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и (или) сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе. Маркировке не подлежит реклама, размещенная в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в сети «Интернет» (ч. 16 ст. 18.1 ФЗ «О рекламе»).

На текущий момент ФЗ «О рекламе» не содержит прямого указания на то, кто именно обязан маркировать интернет-рекламу пометкой «реклама»: рекламодатель, рекламораспространитель, рекламное агентство или оператор рекламной системы. В соответствии с позицией Роскомнадзора интернет-реклама должна быть надлежаще маркирована на протяжении всей цепочки рекламораспространения[5].

О чем подумать, что сделать

Рекламодателям, рекламораспространителям, рекламным агентствам, операторам рекламных систем целесообразно привести деятельность в соответствие с требованиями ФЗ «О рекламе» в части учета интернет-рекламы.

Целесообразно осуществить аудит договоров между участниками цепочки распространения интернет-рекламы на предмет разграничения следующих обязанностей:

  • предоставление в ЕРИР информации о распространенной интернет-рекламе, включая информацию о заключенных договорах и актах сдачи-приемки оказанных услуг;

  • получение в личном кабинете на сайте ОРД идентификаторов рекламы;

  • маркировка интернет-рекламы пометкой «реклама» с указанием на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Помощь консультанта

В связи с внедрением системы учета интернет-рекламы специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать участникам компаниям всестороннюю юридическую поддержку.

Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:

  • консультирование рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных агентств, операторов рекламных систем по вопросам учета интернет-рекламы;

  • проведение аудита деятельности участников рынка интернет-рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства в части учета интернет-рекламы;

  • представление интересов клиента при взаимодействии с государственными органами;

  • иные услуги.


[1] АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 36.

[2] Реестр операторов рекламных данных

[3] АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 26.

[4]  АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 6.

[5] АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 23.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

02.11.2023

Маркировка интернет-рекламы: что маркировать, требования, информация для ЕРИР, ОРД, критерии рекламы

Из ролика вы узнаете о правилах маркировки интернет-рекламы, о новых поправках и о требованиях к маркировке, об информации, которую нужно передавать в Единый реестр интер...

Смотреть

12.08.2024

Регулирование трансграничных расчетов с использованием криптовалют и российских и иностранных ЦФА

Сообщаем об изменениях в регулировании цифровых валют, цифровых финансовых активов (ЦФА) и установлении экспериментальных...

05.08.2024

Принят закон об обязанности блогеров с аудиторией более 10 000 пользователей сообщать сведения о себе в Роскомнадзор

Информируем, что 30 июля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят Закон № 647048-8 «О внесении изменений...

28.06.2024

В Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы на заблокированных сайтах

Сообщаем, что 21 июня 2024 года в Госдуму внесен законопроект № 652920-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального...

06.05.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–30 апреля 2024 г.

Главные новости: Создание «дипфейков» планируется урегулировать в Гражданском кодексе РФ; Комитет СФ поддержал...