Загрузка...
29.04.2022
6 мин. на чтение

В Госдуму внесен законопроект о налогообложении цифровых прав

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 14 апреля 2022 г. в Госдуму внесен правительственный законопроект о налогообложении цифровых прав (операций с цифровыми финансовыми активами).

В Пояснительной записке отмечается, что определение порядка налогообложения рассматриваемых объектов необходимо для эффективного функционирования цифровой экономики, полноценной реализации цифровых проектов и развития конкурентоспособного рынка цифровых прав в РФ.

В Законопроекте речь идет о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровых правах, включающих одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права (цифровые активы).

Напомним, ФЗ № 129-ФЗ[1], регулирующий отношения по операциям с ЦФА, устанавливает особенности деятельности оператора информационной системы и оператора обмена ЦФА, а также отношения при обороте цифровой валюты в РФ. В соответствии с данным законом в категорию ЦФА входят цифровые права, включающие:

  • денежные требования,

  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,

  • права участия в капитале непубличного АО,

  • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.

При этом в законе отдельно определено понятие цифровой валюты, отдельное от ЦФА. Таким образом, Законопроект не содержит положений, регулирующих вопросы налогообложения цифровых валют (криптовалют).

Для владельцев и эмитентов ЦФА

1. НДС

Законопроект предусматривает, что реализация ЦФА не будет облагаться НДС (подп. 38 п. 2 ст. 149 НК РФ[2]). При этом предусмотрено отдельное регулирование операций реализации цифровых активов (включающих одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права). Их реализация облагается НДС, а налоговая база определяется как разница между ценой реализации и приобретения этого цифрового права с учетом суммы налога (п. 6 ст. 155 НК РФ).

2. НДФЛ

Законопроект предполагает обложение НДФЛ доходов от операций с ЦФА[3].

Особенности определения налоговой базы по операциям с ЦФА предусмотрены в новой ст. 214.11 НК РФ. При определении налоговой базы учитываются доходы от погашения и отчуждения ЦФА, а также выплаты, не связанные с погашением (включая дивиденды и их аналоги).

В состав расходов включается:

  • стоимость приобретения ЦФА у выпускающего их лица или по договору купли-продажи (а также расходы наследодателя (дарителя) при таком способе получения ЦФА),

  • оплата услуг операторов (комиссии, услуги хранения и др.), суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) цифрового финансового актива,

  • другие расходы, непосредственно связанные с приобретением, хранением, отчуждением и погашением цифровых финансовых активов.

Налоговой базой по операциям с цифровыми финансовыми активами будет положительный финансовый результат.

ЦФА, полученные безвозмездно или с частичной оплатой, будут признаваться доходом в натуральной форме.

Отрицательный финансовый результат по операциям с ЦФА будет формировать убыток. Перенос на будущие периоды убытков, полученных по операциям с цифровыми финансовыми активами, не допускается.

Предлагается облагать доходы от операций с ЦФА по стандартным ставкам: 13 % (15 % после превышения порога) для резидентов и 30 % для нерезидентов.
Порядок уплаты НДФЛ

Сумма налога в отношении доходов по операциям с ЦФА будет определяться и удерживаться налоговым агентом (оператор информационной системы или оператор обмена цифровых финансовых активов, осуществляющие выплату налогоплательщику дохода по операциям с ЦФА, иной источник соответствующего дохода (российская организация или ИП, не являющиеся операторами), номинальный держатель ЦФА). Их деятельность в отношении ЦФА предлагается урегулировать в ст. 226.2 НК РФ.

3. Налог на прибыль

Изменения в ст. 271 НК РФ регулируют порядок и периоды признания доходов в виде:

  • денежных средств, полученных лицом, выпустившим цифровые права от первого обладателя таких цифровых прав;

  • денежных средств, полученных обладателем цифровых прав от лица, выпустившего эти цифровые права, при выкупе этих цифровых прав;

  • доходов, полученных обладателем цифровых прав, не связанных с их выкупом;

  • сумм вычета НДС последним обладателем цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.

Обложение прибыли от операций с ЦФА налогом на прибыль аналогично обложению прибыли от операций с ценными бумагами, поэтому базовым подходом является обложение дохода при получении финансового результата (дата прекращения обязательств по цифровым правам; дата истечения 10 лет с момента выпуска, если срок выкупа не установлен или составляет более 10 лет, а если выкуп не предполагается – то дата оплаты актива).

Денежные средства, причитающиеся к выплате лицом, выпустившим цифровые права, за исключением выплат, связанных с выкупом этих цифровых прав, будут включаться во внереализационные расходы.

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль предлагается установить в новой ст. 282.2 НК РФ.

Законопроект предполагает обложение соответствующей прибыли по ставке 13 % для российских организаций и 15 % – для иностранных.
В целях налогообложения текущая переоценка ЦФА не производится.

Для компаний, хеджирующих риски

Законопроект предполагает, что выпуск либо приобретение ЦФА может осуществляться для хеджирования рисков, а именно в целях уменьшения (компенсации) неблагоприятных для налогоплательщика последствий, обусловленных:

  • возникновением убытка,

  • недополучением прибыли,

  • уменьшением выручки,

  • уменьшением рыночной стоимости имущества

  • увеличением обязательств налогоплательщика вследствие изменения цены, процентной ставки, валютного курса.

В таких случаях операции с ЦФА признаются операциями хеджирования в порядке, предусмотренном ст. 301 и 326 НК РФ (срочные сделки). Вероятно, что подобный подход благоприятно скажется на развитии рынка выпуска ЦФА.

Для операторов ЦФА

Предлагается освободить от обложения НДС реализацию на территории РФ:

  • услуг операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА,

  • услуг операторов обмена ЦФА по допуску цифровых прав к обращению в информационных системах.

Исключение составляют консультационные услуги и услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ – они не освобождаются от обложения НДС.

Операторы выполняют функции налоговых агентов при исчислении и уплате НДФЛ, включая уведомление о невозможности удержания налога.

Кроме того, если оператор не выполняет функции налогового агента, он обязан ежегодно представлять в налоговый орган информацию об операциях по отчуждению физлицами активов в его информационной системе в отношении каждого физического лица.

Для интересующихся криптовалютами

Напомним, что, по информации Правительства РФ, рынок криптовалют в России оценивается в 10 трлн руб. В декабре 2020 г. Правительством был внесен законопроект № 1065710-7 о налогообложении цифровой валюты. Законопроект был принят в первом чтении, однако с октября 2021 г. движения по нему нет.

В то же время вопросы доходов от операций с криптовалютой рассматривались Минфином России еще до появления этого законопроекта. Базово Минфин считает, что доходы от продажи криптовалюты (уменьшенные на расходы) должны облагаться НДФЛ на основании общих положений главы 23 НК РФ[4]. В то же время очевидно, что без введения соответствующих обязательств операторов и бирж налоговым органам практически невозможно отслеживать доходы от криптовалют.

О чем подумать, что сделать

Несмотря на то, что рассматриваемый Законопроект только появился, есть основания полагать, что он будет принят очень быстро[5]. И уже в начале 2023 г. операторы должны будут отчитаться об операциях по отчуждению ЦФА, которые совершались в 2022 году.

Учитывать разработанные положения закона следует и компаниям, которые рассматривают возможность выпуска ЦФА, и физическим лицам – владельцам или потенциальным владельцам ЦФА.

По нашему мнению, регулирование налогообложения доходов от криптовалют также вероятно будет доработано и принято в ближайшее время.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» осуществляют постоянный мониторинг изменений законодательства в области ЦФА и нарабатывают опыт всесторонней поддержки по вопросам соблюдения законодательства, выявлению и оценке правовых рисков, а также разработке бизнес-ориентированных предложений по минимизации выявленных рисков.

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит консалтинг по вопросам соблюдения требований законодательства в области оборота и налогообложения ЦФА, разработка необходимых документов по вопросам выпуска и оборота ЦФА.

[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 2 ст. 1).

[2] Ссылки на положения НК РФ представлены в соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями.

[3] В целях НДФЛ ЦФА включают в себя цифровые права, удостоверяющие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права (п. 8 ст. 210 НК РФ).

[4] Письма Минфина России от 26.09.2019 № 03-04-05/74126, от 10.02.2022 № 03-04-05/9243.

[5] Предполагается, что закон вступит в силу через 1 месяц после опубликования и начнет применяться со следующего налогового периода по соответствующему налогу.

Banner_SNF_Bot.png


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

05.12.2022

Условия ведения бизнеса в России

Говоря об условиях ведения бизнеса в России ИТ-компаниями, пожалуй, стоит отметить два главных тренда – продолжение структурных...

15.08.2022

Привилегии для хитрых

В этом году участники рынка информационных технологий получили беспрецедентные привилегии. Самые существенные льготы...

08.08.2022

Новые налоговые льготы для IT-компаний: государство продолжает стимулировать отечественную отрасль информационных технологий

14 июля вступил в силу закон, которым введены новые меры стимулирования отечественной отрасли информационных технол...

03.06.2022

Санкции и меры поддержки: дайджест

Запущена ИT-платформа для ускоренной реализации механизма СЗПК; мораторий на блокировку счетов должников продлен до ...