Вниманию руководителей подразделений внешнеэкономических связей, руководителей юридических служб и главных бухгалтеров.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона о противодействии незаконным финансовым операциям (законопроект № 196666-6), которым, в числе прочих изменений, усиливается уголовная и административная ответственность за нарушения валютного законодательства.
Основные изменения
Напомним, что в статье 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлена обязанность резидентов обеспечить поступление выручки и возврат предоплаты, не покрытой встречным предоставлением, на счета в российских уполномоченных банках (обязанность репатриации). Данная обязанность охраняется уголовно-правовой санкцией, предусмотренной в статье 193 Уголовного кодекса РФ, и эту статью предложено изложить в новой редакции:
- предлагается уменьшить крупный размер незачисленных или невозвращенных денежных средств, начиная с которого наступает уголовная ответственность, с 30 млн. руб. до 6 млн. руб. Прежний крупный размер становится особо крупным, с повышенной ответственностью;
- новая редакция статьи допускает в целях определения крупного и особо крупного размера незачисленных или невозвращенных денежных средств суммирование разных операций, в том числе, исходя из текста статьи, по нескольким договорам. Каких-либо признаков, когда денежные средства по разным операциям должны суммироваться, а когда учитываться отдельно, в проекте не содержится (с точки зрения общих правил квалификации преступлений для того, чтобы неосуществленные операции можно было суммировать в рамках одного состава преступления, они должны быть охвачены единым умыслом);
- из статьи будет удалено указание на совершение деяния руководителем организации. Это означает, что к уголовной ответственности могут быть привлечены не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации (например, лица, чья подпись стоит на документах). Новая редакция статьи также устанавливает в качестве отягчающего обстоятельства совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- статьей будет установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты, но и рублей, что восполняет пробел в существующей редакции УК РФ;
- в новой редакции статьи вводятся отягчающие обстоятельства. Помимо названных выше особо крупного размера и совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, к ним относятся: совершение деяния с использованием заведомо подложного документа; совершение деяния с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.
Комментарий ПГ.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что «предлагаемая проектом норма не будет позволять привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний и ее применение не окажет отрицательного влияния на иностранные инвестиции». Сам законопроект предусматривает, что деяние должно быть «направлено на нарушение» требований закона о репатриации. Однако такие нарушения не разграничены на ошибки при структурировании финансовых потоков и общественно опасные посягательства, нуждающиеся в противодействии уголовно-правовыми средствами (оплата «серого» импорта, сокрытие противоправных доходов и т.п.), что не позволяет в полной мере исключить уголовную ответственность законопослушных должностных лиц.
2. В Уголовный кодекс предлагается ввести новую статью 193.1 «Совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Статья устанавливает:
- ответственность за совершение операций по переводу денежных средств нерезиденту с представлением банку «документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода» - именно так понимаются указанные в названии статьи «подложные документы». Скорее всего, так же будут пониматься и подложные документы, использование которых признается отягчающим обстоятельством в рамках ст. 193 УК РФ;
- отягчающие обстоятельства, схожие с новой редакцией ст. 193 УК РФ. Субъект преступления, а также критерии крупного и особо крупного размеров, имеющие значение отягчающего обстоятельства, аналогичны ст. 193 УК РФ.
Минимального порога суммы денежных средств, начиная с которого наступает уголовная ответственность, не установлено. Таким образом, перевод денежных средств на счет нерезидента с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, повлечет уголовную ответственность независимо от суммы операции; возбуждение уголовного дела, тем самым, возможно при наличии подозрений, что сведения в представленных документах недостоверны и лицо, составившее или представившее документ, могло об этом знать.
Комментарий ПГ
Изложенное выше понимание подложных документов ориентирует на оценку подлинного экономического содержания операций, а не только их оформления. Таким образом, в сферу валютного контроля вводится доктрина «приоритета существа над формой», до сих пор применявшаяся в налоговом законодательстве. Если форма валютной операции не соответствует ее существу, это может повлечь уголовно-правовые риски.
Другие изменения
Законопроектом также предусмотрены изменения в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дифференцирующие ответственность за непредставление либо нарушение сроков представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках (в зависимости от величины просрочки и повторности нарушения; при повторном нарушении штраф существенно увеличивается).
Вступление закона в силу
Принятие законопроекта и его вступление в силу ожидается в 2013 г.
Принятый закон будет распространяться только на преступления, совершенные после его вступления в силу, и не будет иметь обратной силы.
Помощь консультантов
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по разработке замечаний и предложений на законопроект в целях направления отзывов ассоциаций бизнеса в Государственную Думу и другие федеральные органы власти, а также по принятию мер, направленных на недопущение нарушений валютного законодательства.
Мы планируем информировать Вас о движении комментируемого законопроекта и рассмотрении поправок к нему.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e.ovcharova@pgplaw.ru; Любови Ромащенко, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.romaschenko@pgplaw.ru;