Загрузка...
28.01.2013
4 мин. на чтение

Усиление уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства.

Вниманию руководителей подразделений внешнеэкономических связей, руководителей юридических служб и главных бухгалтеров.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона о противодействии незаконным финансовым операциям (законопроект № 196666-6), которым, в числе прочих изменений, усиливается уголовная и административная ответственность за нарушения валютного законодательства.

Основные изменения


Напомним, что в статье 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлена обязанность резидентов обеспечить поступление выручки и возврат предоплаты, не покрытой встречным предоставлением, на счета в российских уполномоченных банках (обязанность репатриации). Данная обязанность охраняется уголовно-правовой санкцией, предусмотренной в статье 193 Уголовного кодекса РФ, и эту статью предложено изложить в новой редакции:

  • предлагается уменьшить крупный размер незачисленных или невозвращенных денежных средств, начиная с которого наступает уголовная ответственность, с 30 млн. руб. до 6 млн. руб. Прежний крупный размер становится особо крупным, с повышенной ответственностью;

  • новая редакция статьи допускает в целях определения крупного и особо крупного размера незачисленных или невозвращенных денежных средств суммирование разных операций, в том числе, исходя из текста статьи, по нескольким договорам. Каких-либо признаков, когда денежные средства по разным операциям должны суммироваться, а когда учитываться отдельно, в проекте не содержится (с точки зрения общих правил квалификации преступлений для того, чтобы неосуществленные операции можно было суммировать в рамках одного состава преступления, они должны быть охвачены единым умыслом); 

  • из статьи будет удалено указание на совершение деяния руководителем организации. Это означает, что к уголовной ответственности могут быть привлечены не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации (например, лица, чья подпись стоит на документах). Новая редакция статьи также устанавливает в качестве отягчающего обстоятельства совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

  • статьей будет установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты, но и рублей, что восполняет пробел в существующей редакции УК РФ;

  • в новой редакции статьи вводятся отягчающие обстоятельства. Помимо названных выше особо крупного размера и совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, к ним относятся: совершение деяния с использованием заведомо подложного документа; совершение деяния с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Комментарий ПГ.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что «предлагаемая проектом норма не будет позволять привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний и ее применение не окажет отрицательного влияния на иностранные инвестиции». Сам законопроект предусматривает, что деяние должно быть «направлено на нарушение» требований закона о репатриации. Однако такие нарушения не разграничены на ошибки при структурировании финансовых потоков и общественно опасные посягательства, нуждающиеся в противодействии уголовно-правовыми средствами (оплата «серого» импорта, сокрытие противоправных доходов и т.п.), что не позволяет в полной мере исключить уголовную ответственность законопослушных должностных лиц.

2. В Уголовный кодекс предлагается ввести новую статью 193.1 «Совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Статья устанавливает:

  • ответственность за совершение операций по переводу денежных средств нерезиденту с представлением банку «документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода» - именно так понимаются указанные в названии статьи «подложные документы». Скорее всего, так же будут пониматься и подложные документы, использование которых признается отягчающим обстоятельством в рамках ст. 193 УК РФ;

  • отягчающие обстоятельства, схожие с новой редакцией ст. 193 УК РФ. Субъект преступления, а также критерии крупного и особо крупного размеров, имеющие значение отягчающего обстоятельства,  аналогичны ст. 193 УК РФ. 

Минимального порога суммы денежных средств, начиная с которого наступает уголовная ответственность, не установлено. Таким образом, перевод денежных средств на счет нерезидента с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, повлечет уголовную ответственность независимо от суммы операции; возбуждение уголовного дела, тем самым, возможно при наличии подозрений, что сведения в представленных документах недостоверны и лицо, составившее или представившее документ, могло об этом знать.

Комментарий ПГ

Изложенное выше понимание подложных документов ориентирует на оценку подлинного экономического содержания операций, а не только их оформления. Таким образом, в сферу валютного контроля вводится доктрина «приоритета существа над формой», до сих пор применявшаяся в налоговом законодательстве. Если форма валютной операции не соответствует ее существу, это может повлечь уголовно-правовые риски.


Другие изменения


Законопроектом также предусмотрены изменения в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дифференцирующие ответственность за непредставление либо нарушение сроков представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках (в зависимости от величины просрочки и повторности нарушения; при повторном нарушении штраф существенно увеличивается).

Вступление закона в силу


Принятие законопроекта и его вступление в силу ожидается в 2013 г.
Принятый закон будет распространяться только на преступления, совершенные после его вступления в силу, и не будет иметь обратной силы.

Помощь консультантов


Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по разработке замечаний и предложений на законопроект в целях направления отзывов ассоциаций бизнеса в Государственную Думу и другие федеральные органы власти, а также по принятию мер, направленных на недопущение нарушений валютного законодательства. 
Мы планируем информировать Вас о движении комментируемого законопроекта и рассмотрении поправок к нему.


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:


в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e.ovcharova@pgplaw.ru; Любови Ромащенко, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.romaschenko@pgplaw.ru;

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

01.08.2023

Бизнес просит ограничить вывоз золота физлицам и вернуть репатриацию валютной выручки

Бизнес-объединение «Деловая Россия» предложило Минфину внести изменения в подходы к валютному регулированию и валютному ...

07.04.2023

Работник переехал за рубеж и работает из-за границы удаленно. Чем рискует компания?

Представим: работник с начала пандемии работает дистанционно. Компании известен его адрес регистрации в Красноярске, но ...

19.12.2022

Правовые вопросы релокации сотрудников

02.12.2022

Поддержали как могли: топ законов года для бизнеса

Помимо банкротного моратория, ставшего уже классическим для кризисных ситуаций, власти попытались множеством других путей...