Загрузка...
27.08.2020
6 мин. на чтение

Усиление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок.

Во избежание возможных злоупотреблений со стороны различных участников закупки Генпрокуратура России подготовила проект приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» (далее – «Приказ»).

Данным Приказом предлагается ряд мер по усилению контроля за соблюдением федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «44-ФЗ») и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) в связи с тем, что продолжают иметь место факты принятия незаконных правовых актов, несоблюдения условий для добросовестной конкуренции, неразмещения в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений.

Кроме того, многочисленными являются случаи неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен контрактов, ненадлежащего исполнения контрактных обязательств и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления. Отмечается, что органы контроля не в полной мере исполняют возложенные на них функции, поскольку постоянно фиксируются факты хищения бюджетных средств, «откатов» и иных неправомерных действий уголовно наказуемого характера.

Приведем наиболее важные, на наш взгляд, положения Приказа, в соответствии с которым прокурорам различных уровней и подразделений Генпрокуратуры России требуется:

1) Усилить прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок путем принятия дополнительных мер по укреплению законности и координации борьбы с преступностью в сфере закупок с помощью:

  • обеспечения профилактической направленности надзорных мероприятий, в том числе путем размещения сведений об их результатах в СМИ в установленном порядке;
  • обеспечения действенного надзора за исполнением законодательства при размещении в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, осуществлении процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним и т. п.;
  • надзора за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы;
  • обязательной проверки законности закупок при осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства;
  • контроля за исполнением законов, регулирующих применение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также осуществлению закупок на сумму свыше 1 млрд руб.;
  • контроля за исполнением законов при осуществлении закупок в рамках реализации нацпроектов, государственных и муниципальных программ, гособоронзаказа.

При этом отмечается, что особое внимание следует обратить на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.

comment.jpg

Заметим, что конкретного плана соответствующих мероприятий или целевых показателей документ не содержит.

2) Для своевременного выявления и пресечения нарушений принять исчерпывающие меры реагирования по фактам:

  • несоблюдения заказчиками национального режима при осуществлении закупок;
  • заключения соглашений хозсубъектов, ограничивших конкуренцию;
  • неправомерных закупок у единственного поставщика;
  • завышения цен и незаконного изменения условий контрактов;
  • поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг);
  • нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств;
  • неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).

Предусмотрены и другие меры контроля, связанные с необходимостью осуществления следующих действий, направленных на соблюдение требований по исполнению обязательств по контрактам:

  • проверка соблюдения заказчиками требований к ценообразованию, нормированию закупаемых товаров, работ и услуг с целью пресечения средствами прокурорского надзора закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, а также являющихся предметами роскоши;
  • тщательная проверка реальности исполнения заключенных и оплаченных государственных и муниципальных контрактов;
  • обеспечение соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок, в том числе в части их совокупного годового объема, а также сокращенных сроков оплаты исполненных контрактов.

К примеру, при наличии предусмотренных законом оснований будут проводиться проверки соблюдения прав хозсубъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Вопрос о возбуждении административных дел за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок будет рассматриваться безотлагательно.

Также предлагается обязать прокуроров субъектов РФ во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федерального казначейства, ФНС, ФАС, МВД и ФСБ России:

  • устанавливать схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов;

выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.

Представляется, что совместное сотрудничество между государственными органами позволит лучше выполнять функции, связанные с обеспечением соответствия закупочных процедур законодательству.

3) Иные меры, принимаемые во взаимодействии с уполномоченными государственными органами:

По мнению Генпрокурора РФ, массовые нарушения закона при проведении закупок государственными структурами привели к необходимости ужесточения механизмов контроля над закупками для пресечения действий коррупционного характера.

В связи с этим, Приказом предусматривается осуществление мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в сфере закупок, в том числе на установление нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Необходимо акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.

При наличии оснований следует выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Также Приказом предусматривается требование по систематическому проведению прокурорских проверок и осуществлению анализа исполнения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступных деяний, совершенных в сфере закупок.

В рамках процессуальных процедур также надлежит обеспечить:

  • системный и качественный надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере закупок и проведением процессуальных проверок;
  • соблюдение законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
  • незамедлительную отмену незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия.
  • активное использование возможности обращения в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок и привлечение виновных лиц к ответственности, в том числе в ходе расследования уголовных дел.

Кроме того, согласно Приказу, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные прокуроры должны будут дважды в год отчитываться перед Генпрокуратурой РФ о результатах надзорной деятельности в сфере закупок. В свою очередь различные подразделения и структуры Генпрокуратуры РФ также два раза в год должны будут представлять обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере закупок.

comment.jpg

Введение мер по осуществлению прокурорского контроля в сфере закупок будет способствовать исключению участия в закупочных процедурах недобросовестных заказчиков и более тщательному соблюдению требований законодательства.

О чем подумать, что сделать

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
  • Учитывать потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика и выполнении государственных и муниципальных контрактов, во избежание нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
  • Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок.
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний.

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:

  •  при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках;
  • при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемых мер Закону 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства;
  • при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений;
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение: неоднозначные вопросы. Наталья Коваленко.

Из ролика вы узнаете о мотивированном мнении и о тех неоднозначных вопросах, которые возникают в связи с использованием данного инструмента. Вы узнаете ответы на следую...

Смотреть

11.04.2024

Закон имеет обратную силу вне зависимости от того, как назначается штраф — в твердом размере или кратном размере от суммы всех незаконных операций

Конституционный суд РФ пришел к выводу, что постановления о назначении административных штрафов за одинаковые правонарушения,...

16.02.2024

Открываем заведение общепита

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина приняла участие в подготовке...

22.01.2024

О назначении административной ответственности за нарушения валютного законодательства

ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель...

29.12.2023

Административная ответственность: важные изменения 2023 года

Право прокурора на возбуждение административного дела вне рамок надзорной деятельности прокуратуры комментирует руководитель...