Эти меры будут распространены только на компании, которые работают «в секторах, наиболее затронутых нынешней непростой ситуацией». Правительству поручено вести постоянный мониторинг ситуации и в случае необходимости расширять, корректировать перечень отраслей, которые нуждаются в поддержке.

Полагаем, в ближайшее время Правительством будет определен перечень отраслей, секторов экономики, которые испытывают наибольшее негативное влияние от введенных властями ограничительных мер и которые будут получать государственную поддержку на период пандемии. Упомянутая отсрочка и рассрочка по налогам будет предоставляться таким предприятиям после внесения изменений в НК РФ и предоставления дополнительных полномочий Правительству.
2. Предлагается в два раза, с 30 до 15 процентов, снизить размер страховых взносов для малых и средних предприятий. Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую минимальный размер оплаты труда. Пониженную ставку предлагается ввести не только в качестве антикризисной меры, но и на перспективу.

Очевидно, указанное снижение возможно лишь после внесения соответствующих поправок в НК РФ. Но ничто не мешает придать этим поправкам обратную силу.
3. Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться «адекватным» налогом. Предлагается для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15 процентов. Правительству поручено организовать работу по изменению соглашений об избежании двойного налогообложения, вплоть до выхода из этих соглашений в одностороннем порядке, если предложения России не будут приняты. Предлагается начать с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны.

Эта часть обращения оставляет много вопросов. Если речь о том, чтобы обложить налогом доходы, которые «выводятся на офшоры» через «благонадежные» юрисдикции, то для этого изменения в соглашения не требуются. Достаточно воспользоваться уже существующими правовыми механизмами и институтами – фактическое право на доход, сквозной подход и т.д., что уже не раз успешно делала ФНС России. В любом случае внесение изменений в международные договоры и выход из них требует соблюдения межгосударственных процедур, которые потребуют значительного времени.
4. Предлагается процентный доход граждан, чей общий объём банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 миллион рублей, обложить налогом на доходы физических лиц в размере 13 процентов.

Напомним, что статья 5 НК РФ не позволяет введение новых налогов, увеличение налоговых ставок, иное ухудшение положения налогоплательщиков ранее 1 числа очередного налогового периода. Эта статья основана на принципе налоговой определенности – одном из основных принципов налогообложения, поэтому, полагаем, даже в нынешней непростой ситуации она не может быть преодолена ожидаемыми поправками в НК РФ. Поэтому предложенные изменения должны вступить в силу не ранее 1 января 2021 г.
5. Введение моратория на подачу заявления кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов сроком на 6 месяцев (меры планируются к введению по отношению к компаниям, работающим в секторах, наиболее затронутых «нынешней непростой ситуацией» с возможным расширением их перечня);

Мораторий может рассматриваться как основание приостановления
течения срока исковой давности, а также срока на подачу заявления о
банкротстве. Однако, учитывая отсроченное появление соответствующих
разъяснений судов и неполноту принимаемых в спешке нормативных актов, рекомендуем подать иски и заявления о банкротстве, основанные на задолженности с истекающими сроками давности, в ближайший период.
6. Предоставление гражданину права, в случае возникновения сложной жизненной ситуации (например, сокращение дохода на 30 %), временно приостановить обслуживание своего долга по потребительским и ипотечным кредитам и пролонгировать его без каких-либо штрафных санкций (аналогичный механизм будет разработан ЦБ РФ в отношении индивидуальных предпринимателей).
7. Предоставление малому, среднему бизнесу и микропредприятиям, попавшим в сложную ситуацию, отсрочки по кредитам на 6 месяцев.

Не следует забывать, что банки – лишь одна категория кредиторов малого и среднего бизнеса. Кредиторов, которые не являются банками, фактически могут поставить в положение, при котором они не могут ни получить свои средства, ни начать процедуру банкротства должника, что может сказать на финансовом состоянии очень многих участников рынка.
8. Объявление следующей недели нерабочей, с сохранением заработной платы (выходные дни продлятся с субботы 28 марта по воскресенье 5 апреля).
9. Выплаты по больничному предложено рассчитывать исходя из суммы не менее 1 МРОТ в месяц (как минимум до конца текущего года).
10. Важнейшей задачей для всех работодателей объявлено обеспечение стабильности на рынке труда и сохранение своих сотрудников.
Сейчас очень сложно оценивать влияние данных мер на бизнес в России. Очевидно, в ближайшее время нас ждет очередной виток трансформации российского законодательства.
Мы будем внимательно следить за изменениями и информировать вас о них.
Оставайтесь на связи!