Загрузка...
02.09.2019
4 мин. на чтение

Предложение Роспотребнадзора ввести обязательную маркировку для БАДов, спортивного питания и воды

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о возможном расширении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

По инициативе Роспотребнадзора Минпромторг прорабатывает предложение о введении маркировки для БАДов, спортивного питания и воды.

В отношении маркировки воды 27 августа 2019 г. на Федеральном портале проектов НПА уже размещен разработанный Минпромторгом проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод минеральных и питьевых на территории РФ»[1]. Проектом постановления предлагается в период с 1 октября 2019 г. по 30 сентября 2020 г. провести эксперимент по маркировке товарной позиции 2201 по ТН ВЭД ЕАЭС: воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лед и снег.

В настоящее время в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке[2], включены 11 групп товаров (с рядом исключений и с разным сроком введения):

  • Табачная продукция;
  • Обувные товары;
  • Духи и туалетная вода;
  • Шины и покрышки;
  • Одежда из кожи, блузки трикотажные, верхняя одежда;
  • Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • Фотокамеры и фотовспышки;
  • Молочная продукция.

Напомним, в конце 2017 года Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был дополнен следующими положениями[3]:

  • Правительством РФ может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации;
  • Целями установления такой обязанности могут быть: охрана жизни и здоровья человека, защита общественной морали и правопорядка, охрана окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнение международных обязательств РФ, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • Независимо от указанных целей обязанность осуществлять маркировку может быть установлена международным договором РФ;
  • По общему правилу, на территории РФ не допускается продажа, обмен или иное введение в оборот товара с нарушением требования об обязательной маркировке;
  • Неисполнение обязанности по осуществлению маркировки влечет для хозяйствующих субъектов наступление ответственности.

В соответствии с ратифицированным РФ Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС[4] глобальной целью введения маркировки товаров средствами идентификации является обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение.

Далее, в конце 2018 года в указанный федеральный закон были введены новые понятия.

В частности, под маркировкой понимается нанесение на товар специальных средств идентификации – кодов маркировки. Какую форму имеют такие коды? В качестве примеров в законе приводятся:

  • штриховой код, который можно определить как последовательность чёрных и белых полос (либо других геометрических фигур). Разновидностью штрихового кода является и QR-код;
  • код, записанный на радиочастотную метку (RFID) – к примеру, радиочастотные метки в пластиковом корпусе часто размещаются на продаваемых предметах одежды. Перед продажей кассир удаляет метку;
  • код, представленный с помощью иной технологии автоматической идентификации. В качестве примера таких иных технологий можно привести карты с магнитной полосой. Магнитную полосу можно увидеть на банковских платежных картах, дисконтных/подарочных картах, картах – ключах к гостиничным номерам. Часто банковские платежные карты помимо магнитной полосы имеют встроенную чип-карту (микросхему) – еще один пример технологии автоматической идентификации.

В код маркировки записывается уникальный номер каждого экземпляра товара - код идентификации. Маркированные товары будут прослеживаться благодаря внесению сведений об обороте всех таких товаров в специальную государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров. Информация будет поступать в такую систему от хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих:

  • торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей таких товаров;
  • поставки таких товаров (в том числе их производители).

На этих же хозяйствующих субъектов возлагается обязанность по маркировке товаров.

Часть информации о товаре, содержащейся в системе мониторинга, будет общедоступной, к примеру, сведения о наименовании товара, месте производства, производителе, текущем собственнике, для табачных изделий также – максимальной розничной цене и т.д. Доступ к такой информации смогут получать в том числе потребители (например, отсканировав код маркировки с помощью бесплатного мобильного приложения).

О чем подумать, что сделать

Возможное включение БАДов, спортивного питания и воды в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, потребует от участников их оборота строгого соблюдения правил маркировки и иных нормативных актов, регулирующих осуществление маркировки товаров в РФ.

Компаниям необходимо будет учитывать затраты на введение маркировки и иные новые издержки для бизнеса, а также внимательно отнестись к вопросу соблюдения всех технических требований.

Обмен информацией в рамках системы мониторинга (в частности, между оператором системы мониторинга и участниками оборота товаров) будет осуществляться в форме электронных документов, что подразумевает переход организаций на электронный документооборот.

Помощь консультантов

Команда межотраслевой группы «Правовое сопровождение цифровой экономики» юридической компании «Пепеляев Групп», состоящая из специалистов в области правового регулирования информационных технологий, интеллектуальной собственности и использования персональных данных, готова оказать полный спектр юридических услуг, связанных с любыми аспектами применения информационных технологий.

Наши эксперты участвуют в рабочих группах, образованных с участием представителей бизнеса и профильных ведомств, где готовятся предложения о совершенствовании нормативно-правовой базы с учетом происходящих технологических изменений.



[2] Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»

[3] Части 7-10 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

[4] «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (Заключено в г. Алматы 02.02.2018, ратифицировано Федеральным законом от 03.08.2018 № 281-ФЗ)


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка. Сергей Пепеляев и Евгений Леонов.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Геннадьевича Пепеляева с автором статьи «Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка» Евгением Леон...

Смотреть

06.05.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–30 апреля 2024 г.

Главные новости: Создание «дипфейков» планируется урегулировать в Гражданском кодексе РФ; Комитет СФ поддержал...

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...