Загрузка...
05.03.2020
3 мин. на чтение

Принят закон об антимонопольном комплаенсе

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об изменениях в области антимонопольного комплаенса.

1 марта 2020 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»[1], касающийся организации хозяйствующими субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – «Закон»). Закон вступает в силу 12 марта 2020 г.

Закон вводит понятие и основные элементы антимонопольного комплаенса.

Ниже приведены ключевые нововведения и оценка их возможного влияния на деятельность компании.


Понятие антимонопольного комплаенса

В Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вводится определение «системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (т.е. антимонопольного комплаенса) и список ее основных элементов.

Под антимонопольным комплаенсом понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) компании (или группы компаний) и направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

comment.jpg

Концепция системы антимонопольного комплаенса довольно широко распространена за рубежом. Кроме того, ряд российских и зарубежных компаний по собственной инициативе уже осуществили внедрение такой системы с целью соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения нарушений.

При реализации системы антимонопольного комплаенса, внутренние акты могут быть приняты на уровне группы лиц, если требования таких документов будут распространяться на всех участников группы. Это может облегчить задачу по внедрению системы комплаенса для крупных холдингов.


Требования к корпоративным актам

Формирование и детальное регулирование антимонопольного комплаенса должно определяться самой компанией с учетом специфики бизнеса и внутренней организационной структуры. В то же время в Законе установлены обязательные элементы антимонопольного комплаенса, которые в совокупности должны содержать внутренние акты хозяйствующих субъектов.

К таким элементам относятся:

  1. порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью компании;
  2. меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  3. меры, направленные на осуществление контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса;
  4. порядок ознакомления работников с внутренними актами;
  5. информация о должностном лице, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса.

Помимо перечисленного набора обязательных элементов компания вправе предусмотреть иные требования к системе антимонопольного комплаенса.

Закон предусматривает необходимость опубликования акта (актов), регулирующего антимонопольный комплаенс, на сайте компании в сети Интернет. Указанная информация размещается на русском языке.

comment.jpg

Для корректной разработки системы антимонопольного комплаенса бизнесу потребуются более подробные разъяснения о содержании и особенностях указанных обязательных элементов.

С этой целью Законом предусматривается право компании направить в ФАС России внутренний акт или проект внутреннего акта, регулирующего антимонопольный комплаенс. ФАС России в течение 30 дней должна рассмотреть направленные документы и дать заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства.


О чем подумать, что сделать

Рекомендуем компаниям:

  • Провести анализ потенциальных рисков, которые могут сопутствовать различным процессам повседневной коммерческой деятельности компании;
  • Оценить существующую в компании систему предупреждения антимонопольных рисков;
  • Проанализировать действующие внутренние документы, которые могут касаться вопросов антимонопольного комплаенса;
  • Рассмотреть возможность разработки новых или изменения существующих документов с целью приведения их в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства;
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.


Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при разработке и внедрении систем антимонопольного комплаенса для российских и иностранных компаний.

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь:

  • при проведении внутреннего антимонопольного аудита, а также в рамках оценки и анализа существующих и потенциальных антимонопольных рисков;
  • при разработке модели и необходимых элементов антимонопольного комплаенса;
  • при подготовке и согласовании внутренних документов, регулирующих вопросы антимонопольного комплаенса;
  • при разработке механизма контроля функционирования системы антимонопольного комплаенса;
  • при проведении обучающих мероприятий (тренингов) для сотрудников, направленных на совершенствование антимонопольной культуры и ознакомление с вопросами комплаенса;
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.



[1] С текстом Закона можно ознакомиться на портале правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003010005


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

27.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 20–26 мая 2024 г.

В Госдуму внесен законопроект об изменении механизма пересмотра предписаний ФАС; опубликованы инициативы антимонопольно...

20.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 6–19 мая 2024 г.

Правительство обновило правила изменения цен на ЖНВЛП и подготовит законопроект о специальном регулировании работы мар...

06.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 22 апреля – 5 мая 2024 г.

Опубликованы законы о предоставлении Федеральному казначейству доступа к ЕИС ГОЗ и пролонгации договоров на установку...

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...