Загрузка...
20.02.2018
4 мин. на чтение

Включение компании в санкционные списки освобождает от обязанности раскрывать информацию

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о введенных Правительством РФ исключениях в отношении правил раскрытия компаниями сведений о своей хозяйственной деятельности[1].

В течении января 2018 г. Правительство РФ издало три постановления:

  • Постановление № 5[2], согласно которому, если в отношении российских компаний иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера (далее – санкции), в отношении таких компаний не публикуются в сети «Интернет» следующие сведения, включаемые в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц:
    • о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации;
    • об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества, если это необходимо в силу закона (однако сведения о самом юридическом лице - залогодателе будут опубликованы);
    • о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых Внешэкономбанком и кредитными организациями (банковских гарантий);
    • о заключении клиентом договора факторинга;
    • иные сведения, внесение которых предусмотрено законом (напр.: результаты обязательного аудита, о заключении концессионного соглашения, о банкротстве и др.).

Комментарий ПГ

Пп. «о» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», к которому отсылает Постановлении, в данном случае, является отсылочной нормой к другим законам.

  • Постановление № 10[3], согласно которому хозяйственное общество вправе не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме сведения о крупной сделке или сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, если такая сделка:
    • связана с выполнением оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;
    • заключена с лицом, в отношении которого введены санкции.
  • Постановление № 65[4], согласно которому при внесении, изменении или исключении сведений из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, заявитель вправе указать на отказ от публикации в сети «Интернет» информации о залогодержателе, если такая публикация может повлечь наложение санкций в отношении залогодержателя.

Комментарий ПГ

Данные Постановления являются контрмерами против санкций, вводимых против российских компаний, и имеют две цели: с одной стороны, компенсировать негативный эффект санкций, введенных против российских компаний, и с другой – оградить другие компании от включения в так называемые санкционные списки.

Вместе с тем, на наш взгляд, говорить о том, насколько эффективными могут быть использованные способы защиты, пока рано.

В частности, не ясно, помогут ли введенные меры компаниям, уже включенным в списки лиц, против которых введены меры ограничительного характера. Ведь отсутствие открытости деятельности компании снижает степень доверия к ней как со стороны контрагентов, так и со стороны инвесторов, что может оказаться существенным недостатком для развития бизнеса таких компаний.

В равной степени пока непонятна эффективность такой меры, как предоставление права не раскрывать информацию о крупных сделках и сделках с заинтересованностью и не публиковать сведения о залоге движимого имущества. Источников получения подобной информации много, а критерии включения тех или иных лиц в санкционные списки весьма непрозрачны. Действительно, тот факт, что компания осуществляет деятельность, связанную с военно-промышленным комплексом, а также наличие стабильных деловых отношений с лицами, против которых введены санкции, повышают вероятность для такой компании самой оказаться в санкционных списках. Вместе с тем полагаем, что отказ от открытости деятельности компаний вряд ли поможет избежать этого, скорее, напротив, вызовет большие подозрения.

Наконец, не до конца понятен смысл формулировки, которая использована в Постановлении Правительства № 65 в отношении права не публиковать сведения о залогодержателях в сети «Интернет»: «… в случае, если раскрытие информации о залогодержателе приводит (может ввести) к применению в отношении залогодержателя мер ограничительного характера…». Учитывая отсутствие универсальных критериев, против какого лица вводятся такие меры, процитированную норму можно трактовать слишком широко, что, в свою очередь может повлечь злоупотребления данным правом.


О чём подумать, что сделать

Разрабатываемые механизмы противодействия санкциям, безусловно, заслуживают пристального внимания. В то же время, не до конца ясно, к чему приведет использование подобных механизмов и как они отразятся на отдельных компаниях.

Намерение государства защитить хозяйствующие субъекты путем создания таких специальных механизмов может в определенной степени компенсировать негативный эффект для компаний, вместе с тем к этим инструментам стоит отнестись с должной степенью осторожности.


Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать содействие в практическом применении новых правил о раскрытии сведений о хозяйственной деятельности компаний, а также в отношении иных вопросов, связанных с раскрытием информации и способам избежания санкций против российских компаний.

Мы будем отслеживать «судьбу» вышеуказанных инициатив, информировать вас о новых защитных мерах и последствиях их применения.




[1] Такое право предоставлено Федеральным законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Постановление Правительства РФ от 12.01.2018 № 5 «Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».

[3] Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 10 «Об определении случаев освобождения акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

[4] Постановление Правительства РФ от 25.01.2018 № 65 "Об установлении ограничений на публикацию информации о залогодержателе движимого имущества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

18.12.2024

Новости недвижимости и строительства: договор дарения, судебная практика, ипотечное жилье и др.

В этом выпуске Наталья Стенина, партнер и руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет про изменения в договорах дарения недвижимос...

Смотреть

22.01.2025

Что изменится при вступлении СИДН с ОАЭ для резидентов РФ?

17 января 2025 года представители России и ОАЭ парафировали соглашение об избежании двойного налогообложения. Стороны пл...

21.01.2025

КС рассказал, что считать реализацией имущества по УСН

Конституционный суд указал, что налогом облагается экономическая выгода. При расчете обложения по упрощенной системе надо...

21.01.2025

Хозяйственное общество платит налог при выходе участника, если оно обогатилось от выхода: изучаем правовую позицию Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ принял Постановление от 21.01.2025 № 2-П о налоговых последствиях выдачи имущества выходящему участнику...

20.01.2025

Налоговые новости. Дайджест 13–19 января 2025 г.

Главные новости: Минюст предложил повысить штрафы за экономические преступления, включая налоговые; в 2025 г. налоговый ...