Существенные изменения в уголовной ответственности за преступления в сфере внешнеторговых поставок
Юридическая компаний «Пепеляев Групп» сообщает о принятии федерального закона, который исключает уголовное преследование за товарную контрабанду (ст. 188 УК РФ), а также существенно снижает суммы, признаваемые крупным и особо крупным размерами при уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят по инициативе Президента РФ (им был внесен соответствующий законопроект).
Федеральный закон размещен 8 декабря 2011 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru, что означает его официальное опубликование, и с этого дня вступил в силу.
Законом вносятся значительные изменения в уголовное законодательство, в том числе предусматривающее ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Сообщаем об изменениях в части ответственности за преступления в сфере внешнеторговых поставок товаров.
1. Признана утратившей силу статья 188 «Контрабанда» УК РФ
Признание статьи 188 УК РФ утратившей силу обусловлено тем обстоятельством, что контрабанда не запрещенных к обороту товаров (товарная контрабанда), по мнению законодателя, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и полностью охватывается составом статьи 194 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.
Важно отметить, что в соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу.
В этой связи заметим, что действующая редакция статьи 194 УК РФ предусматривает наказание за совершение преступлений небольшой (до двух лет лишения свободы с альтернативным наказанием в виде штрафа) или средней тяжести, при наличии квалифицирующих признаков группой лиц про предварительному сговору или в особо крупном размере (до пяти лет лишения свободы с альтернативным наказанием в виде штрафа), в то время как статьей 188 УК РФ была определена «тяжесть» товарной контрабанды от преступления средней тяжести (до пяти лет лишения свободы с альтернативным наказанием в виде штрафа) до особо тяжкого, если она была совершена организованной группой (до двенадцати лет лишения свободы без каких-либо альтернативных наказаний).
Само понятие контрабанда не исключается полностью из УК РФ и сохраняется в отношении товаров, которые ограничены либо запрещены к свободному обороту на территории Российской Федерации. Так, введены новая статья 226.1 УК РФ, предусматривающая контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и иных вооружений, а также ст. 229.1 УК РФ, предусматривающая контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления. По сути, данные статьи выделены законодателем из части 2 ст. 188 УК, ранее предусматривающей ответственность за эти деяния. Законодатель больше не считает эти преступления экономическими, перенеся положения об ответственности за такие деяния из главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в главы 24 «Преступления против общественной безопасности» и 25 «Преступления против здоровья населения и общественной безопасности» УК РФ.
2. Декриминализирована часть деяний, относившихся к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174-1 УК РФ)
Признание статьи 188 УК РФ утратившей силу влечет за собой и декриминализацию деяний, предусмотренных ст. 174-1 УК РФ, в части финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения товарной контрабанды, ранее считавшейся преступной.
Состав данного преступления предполагает наличие совокупности двух фактов:
- факта получения лицом денежных средств или иного имущества в результате совершения преступления (за исключением специально оговоренных, в том числе и уклонения от уплаты таможенных платежей – ст. 194 УК РФ);
- факта совершения этим лицом указанных финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Отсутствие одного из этих фактов влечет за собой вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 174-1 УК РФ.
3. Ужесточены положения ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица» УК РФ
Статья 194 УК РФ дополнена третьей и четвертой частями, которые содержат дополнительные квалифицирующие признаки преступления: совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; совершенные организованной группой.
Изменено примечание к ст. 194 УК РФ, в соответствии с которым необходимые для квалификации по данной статье минимальные неуплаченные суммы таможенных платежей снижены и проведено разделение между физическими и юридическими лицами.
Под крупным размером для физических лиц будет пониматься сумма неуплаченных таможенных платежей в размере, превышающем 1 млн. руб., а для организаций – 2 млн. руб. (в действующей редакции для всех – 3 млн. руб.); под особо крупном размером – сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, в размере, превышающем 3 млн. руб., с организации – 10 млн. руб. (в действующей редакции для всех – 36 млн. руб.).
О чем подумать, что сделать
Принятие данного закона повлечет возникновение в ходе правоприменительной практики ряда вопросов.
Означает ли признание статьи 188 УК РФ утратившей силу, что лица, уже осужденные за совершение товарной контрабанды и отбывающие наказание, будут автоматически освобождены от дальнейшего отбывания наказания? Если означает, то в каком порядке это будет происходить?
Будет ли прекращено уголовное преследование лиц, в отношении которых были возбуждены уголовные дела за совершение товарной контрабанды, производство по которым не завершено, или их действия будут переквалифицированы по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей)? Если действия будут переквалифицированы, то какой следственный орган продолжит расследование таких дел?
По какой редакции (старой или новой) статьи 194 УК РФ могут быть квалифицированы действия по поставкам товаров, осуществленным до вступления в силу федерального закона?
Возрастает ли риск привлечения к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ (в новой редакции) в отношении поставок товара, которые будут осуществлены после вступления в силу принятого федерального закона?
Какие последствия для бизнеса влекут за собой:
- лишение таможенных органов права проводить дознание по преступлениям, предусмотренным статьей 194 УК РФ?
- сосредоточение расследования уголовных дел по статье 194 УК РФ в одном органе –Следственном комитете Российской Федерации (в настоящее время по данной статье следствие ведут дознаватели таможенных органов и органов внутренних дел, а по статье 188 УК РФ – дознаватели таможенных органов, следователи органов внутренних дел и следователи органов федеральной службы безопасности)?
Помощь консультанта
Специалисты уголовно-правовой, таможенной и налоговой практик юридической компании «Пепеляев Групп» готовы ответить на эти и другие возникающие вопросы, а также предоставить комплексную оценку последствий произошедших изменений для участников экономической деятельности.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Галине Баландиной, Партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по g.balandina@pgplaw.ru; Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Леониду Кравчинскому, Руководителю группы налоговой практики, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (СПб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail