Загрузка...
26.12.2024
6 мин. на чтение

Совфед одобрил поправки в Закон о рекламе

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 20 декабря 2024 г. Совфед одобрил Законhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/600974-8. о маркировке рекламы кредитов и обязательных отчислениях за распространение рекламы в сети «Интернет». Кроме того, Закон уточняет порядок распространения социальной рекламы.


Изначально целью законопроекта являлось сокращение числа импульсивно взятых кредитов в отсутствие у заемщика реальной финансовой возможности вернуть заем. Тем не менее, с момента внесения законопроекта в Госдуму, он претерпел изменения, и значительное количество поправок было предложено ко второму чтению.

Рассмотрим основные нововведения.

1. Изменение условий рекламирования услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа)

Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены ст. 28 Закона о рекламеФедеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»., в том числе, положение о том, что в рекламе кредита (займа) необходимо размещать диапазон значений полной стоимости кредита (займа), если указывается ставка по кредиту, а также непосредственно в рекламе должны содержаться все условия, определяющие стоимость кредита (займа) для заёмщика.

На практике кредитные организации размещают все необходимые условия в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом, который не позволяет потребителю воспринять такую информацию, что вводит его в заблуждение. Таким образом, растет общая закредитованность населения.

С учетом изложенного, предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частями 2 и 3Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»., согласно которым реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением указанного кредита (займа), имеющая хотя бы одно условие, влияющее на его полную стоимость, должна соответствовать следующим требованиям:

  Предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора

Отображение в рекламе всех условий кредита, влияющих на его стоимость

(В случае невозможности дать указание на раздел официального сайта кредитора) 
Предупреждение: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски»
Радиопрограмма                                Продолжительность ≥ 3 секунд  Продолжительность ≥ 3 секунд  Продолжительность ≥ 3 секунд
Телепрограмма, кино- и видеообслуживание  Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра  Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра  Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра
 Иные способы рекламирования      Занятие ≥ 5% площади кадра  Занятие ≥ 5% площади кадра  Занятие ≥ 5% площади кадра

Также уточняется, что в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит информацию о процентных ставках, то такая реклама также должна быть промаркирована
Содержать предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора/ все условия кредита, влияющих на его стоимость. и включать информацию о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа), с использованием слов «полная стоимость кредита (займа)».Указанная информация должна предоставляться до информации о процентных ставках и наноситься шрифтом размером не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.

Комментарий

Полагаем, что указанные нововведения будут способствовать тому, что потенциальные заемщики станут более вдумчиво подходить к вопросу кредитования и рационально оценить свои финансовые возможности перед тем, как взять кредит (заем). 

2. Введение обязательных отчислений за распространение рекламы в сети «Интернет»

Закон о рекламе дополняется новой статьей 182, согласно которой рекламораспространители и операторы рекламных систем будут обязаны осуществлять обязательные отчисления в федеральный бюджет от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в сети «Интернет».

Размер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала от реализации услуг по распространению в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФОтсчет кварталов ведется с начала календарного года.. Критерии рекламы, которая направлена на российских потребителей, утвердит Правительство РФ.

Кроме того, обязанность по осуществлению отчислений коснется:

  • российских рекламодателей, которые размещают рекламу через иностранные компании (суммы будут удерживаться из денежных средств, выплачиваемых иностранному лицу, с которым заключен договор);
  • лиц, осуществляющих действия в целях распространения рекламы в сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителяРазмер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала такими лицами от осуществления действий в целях распространения рекламы в сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или от оказания услуг по распространению рекламы в сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя..

Исчислять обязательные отчисления будет Роскомнадзор на основе информации о такой рекламе, передаваемой в соответствии со ст. 18.1 Закона о рекламе, включая данные о стоимости услуг. Также Роскомнадзор будет контролировать полноту и своевременность уплаты отчислений. Процедуру определит Правительство РФ.

Законом также предусматривается, что на некоторых участников рекламного рынка обязанность по уплате сбора не будет распространяться: вещателей телеканалов и (или) радиоканалов, информационные агентства, некоторые СМИ с госучастием или получавшие бюджетные субсидии, а также ресурсы крупных печатных изданий.

Данные нововведения вступят в силу с 1 апреля 2025 г.

Комментарий

Полагаем, что введение обязательных отчислений обусловлено необходимостью получения дополнительных средств на реализацию нацпроектов (такой вывод можно сделать на основании анализа пояснительной записки к Закону о бюджете на 2025–2027 годы).

Тем не менее, велика вероятность того, что для малого и среднего бизнеса данные нововведения могут обернуться значительными финансовыми затратами и повышенной административной нагрузкой.

Отчисления представляют собой по сути оборотный налог, который формально взимается вне рамок Налогового кодекса РФ. До 2005 года в нашей стране уже существовал налог на рекламу, но новые отчисления взимаются в условиях сильно изменившегося рынка и на основе недавно введённой процедуры маркировки. Вероятно, стоимость рекламных услуг вырастет соразмерно ставке отчислений. Тем не менее возникает неясность, за счёт какой стороны договора будут взиматься отчисления, если договор уже заключён: вероятно, плательщики отчислений будут искать основания и в этой ситуации переложить новый налог на контрагентов. 


3. Уточнение порядка размещения социальной рекламы

В ст. 10 Закона о рекламе, регламентирующую порядок распространения социальной рекламы, вносятся изменения, согласно которым заключение возмездных и безвозмездных договоров на размещение социальной рекламы будет обязательным не только для рекламораспространителейДля рекламораспространителей данное требование также сохраняется в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы в сети «Интернет»..

Данное требование также будет распространяться на владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах) в пределах:

  • 5 % от годового объема рекламы или
  • 5 %, соответствующих суммарному количеству пользователей в сети «Интернет», находящихся на территории РФ и осуществлявших доступ к соответствующему сервису размещения объявлений (агрегатору информации о товарах (услугах) в сутки в течение года.

При этом обязательным данное требование будет лишь для тех сайтов, аудитория которых составляет более 200 000 пользователей в сутки.

Кроме того, согласно нововведениям, по аналогии с обычной рекламой, размещение социальной рекламы в сети «Интернет» будет возможно исключительно при наличии специального идентификатора, а информация о такой рекламе будет передаваться в Роскомнадзор.

Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.

О чем подумать, что сделать

Участникам рекламного рынка, размещающим в сети «Интернет» рекламу, рекомендуется довести до ответственных лиц в компаниях информацию о новом порядке размещения социальной рекламы, о необходимости маркировки рекламы кредитов (займов) и осуществления обязательных отчислений за размещение рекламы в сети «Интернет».

С учетом предстоящих изменений, данные меры позволят оставаться добросовестными участниками рынка.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере законодательства о рекламе.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в рекламном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Искусственный интеллект: антимонопольные и рекламные риски. Елена Соколовская

Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», рассказывает об антимонопольных и рекламных рисках, возникающих при использовании иск...

Смотреть

14.07.2025

Налоговые новости. Дайджест за 7-13 июля 2025 г.

Главные новости: СИДН с ОАЭ ратифицировано; ФНС расширили полномочия; Госдума готовит поправки в ст. 346.17 НК РФ о налогообложении...

14.07.2025

Последствия затягивания сроков при проведении выездной налоговой проверки. Рустам Галияхметов

11.07.2025

Новый налог на прибыль для МГК. Почему пострадает российский бизнес

Российским участникам международных групп компаний (МГК) хотят повысить налог на прибыль до 15%. Аналог таких правил в мире...

09.07.2025

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 7 за 2025 г.

ВС РФ отменил письмо ФАС России по рассмотрению жалоб на банкротные торги; заказчик вправе устанавливать допкритерии оценки...