Загрузка...
15.03.2022
7 мин. на чтение

С 8 марта начали действовать новые меры, направленные на поддержку поставщиков по гос. и муниципальным контрактам в условиях санкций

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о внесении в законодательство ряда изменений, направленных, в том числе на оптимизацию процедур закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд, а также процедур по осуществлению госконтроля.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), разработанный в целях защиты национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.

Подготовка Закона была обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан РФ и российских юридических лиц. С этой же целью Законом предусмотрен ряд положений направленных, в том числе на расширение полномочий Правительства Российской Федерации.

Закон вступил в силу в день его подписания – 8 марта 2022 г.

Рассмотрим принятые нововведения.

1. Мораторий на проверки малого бизнеса

Напомним, что, согласно ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий.

Принятым Законом до конца 2022 г. введен мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий[1].

Поскольку положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, распространяются и на деятельность по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, то введенный мораторий также распространяется на плановые проверки, проводимые антимонопольным органом.

Исключениями из данных положений являются только случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.).

При этом плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не будут проводиться в период по 31 декабря 2024 г.

Полагаем, что мораторий избавит малый и средний бизнес от лишней нагрузки и позволит компаниям быстрее восстанавливаться после введенных в отношении России ограничительных мер экономического характера.

2. Изменение существенных условий по заключенным гос. контрактам

Закон допускает возможность по соглашению сторон изменять существенные условия (предмет, цена, срок, порядок оплаты и пр.) контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Речь идет о контрактах, заключенных до 1 января 2023 г.
Согласно Закону, такие изменения возможны на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации.

Напомним, что указанные изменения дополняют уже имеющиеся в ч. 65 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) положения о возможности изменения существенных условий гос. контрактов по соглашению сторон, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения.

3. Иные полномочия Правительства РФ в части закупок товаров для государственных и муниципальных нужд

Законом также предусматривается, что Правительство вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

В Законе предусмотрена возможность установления дополнительных случаев аннулирования штрафов за неисполнение контрактов. Полагаем, что указанные положения помогут исполнителям по гос. контрактам избежать ответственности за формальные нарушения исполнения контракта или ненадлежащее исполнение ввиду сложившейся неблагоприятной ситуации.
Правительство РФ также наделяется правом принимать решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.

Кроме того, Правительство теперь вправе устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также порядок их осуществления в период до 31.12.2022 включительно (аналогичное право предоставлено высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ).

4. Изменения в части закупок лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд

4.1. Изменения в Законе № 44-ФЗ

Согласно Закону, ст. 93 Закона № 44-ФЗ дополняется положениями, уточняющими порядок осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий у единственного поставщика.

Так, заказчики наделяются правом на осуществление закупки у единственного поставщика лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным производителем на территории России или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн руб. в отношении лекарственных препаратов и расходных материалов и 250 млн руб. в отношении медицинских изделий.

Кроме того, лекарства и медицинские изделия, не имеющие российского аналога, можно закупать у единственного поставщика при условии, что единственный производитель не из страны, которая ввела санкции.

Законом также предусматривается возможность для Фонда социального страхования приобретать технические средства реабилитации и услуги путем закупки у единственного поставщика (указанная продукция или услуги должны быть произведены (оказаны) на территории России или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера).

Новые основания закупки у единственного поставщика будут действовать в течение двух лет со дня официального опубликования Закона.

Кроме того, Законом предусматривается, что максимальная сумма закупки лекарств у единственного поставщика для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии повышается с 1 млн до 1,5 млн руб.

Полагаем, что результат вышеуказанных нововведений будет носить двойственный характер: с одной стороны, они позитивно скажутся на деятельности отечественных поставщиков и производителей медицинский изделий и лекарственных средств, а с другой, – будут являться барьером для участия в гос. закупках иностранных производителей и поставщиков, что, безусловно, приведет к значительным финансовым потерям для данных субъектов.
4.2. Дополнительные меры Правительства РФ по поддержанию стабильности рынка

Упрощение процедур закупок медицинских изделий

Правительство РФ продолжает принимать дополнительные меры по повышению стабильности рынка социально значимых товаров, оказавшегося под влиянием последствий внешних санкций.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок», упрощены процедуры закупок медицинских изделий.

Речь идёт о закупках медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средствах реабилитации для инвалидов. С 8 марта 2022 г. медицинские организации смогут приобретать ещё больше таких изделий по упрощённой схеме – через электронный запрос котировок, что позволит значительно сократить сроки закупок.

Начальная цена контракта, при которой разрешается пользоваться упрощённой системой, повышается с 3 млн до 50 млн руб. Также увеличивается годовой объём закупок медицинских изделий по упрощённой схеме – с 100 млн до 750 млн руб.

Упрощенной системой заказчики смогут пользоваться до 1 августа 2022 г.

Возможность не публиковать сведения о гос. закупках в ЕИС для заказчиков, попавших под санкции

Министерством финансов РФ разработан документ, согласно которому сведения о закупках заказчиков, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» попавших под иностранные санкции, не будут размещаться в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Согласно принятому Постановлению Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» сведения о закупках заказчиков, в отношении которых недружественными иностранными государствами введены политические, экономические санкции (или иные меры ограничительного характера), а также информация о поставщиках, с которыми такими заказчиками заключены договоры, с 7 марта 2022 г. перестают размещаться в ЕИС и носят конфиденциальный характер.

Заказчики смогут проводить конкурентные закупки в закрытой форме (в том числе в электронной форме на специализированной электронной площадке).

Указанные меры направлены на защиту поставщиков от введения вторичных санкций за участие в закупках таких заказчиков.

Указанные меры направлены на защиту поставщиков от введения вторичных санкций за участие в закупках таких заказчиков.

Стоит также отметить, что вышеуказанные положения распространяются и на заказчиков – кредитных организаций, если санкции введены в отношении лиц, контролирующих такую кредитную организацию.

О чем подумать, что сделать

В связи с вступлением силу Закона компаниям рекомендуется довести до лиц, ответственных за проведение и участие в закупочных процедурах, информацию о новом порядке осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. С учетом изменяющегося регулирования данные меры позволят оставаться добросовестными участниками закупок.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования и законодательства о контрактной системе.    

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением нового порядка осуществления закупочных процедур.


[1] Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) дополнен соответствующими положениями.




Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

16.04.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 1–14 апреля 2024

Проиндексированы пороги ущерба/преступного дохода по ряду экономических преступлений; определен порядок подготовки реше...