Загрузка...
07.10.2021
5 мин. на чтение

Росприроднадзор внепланово проверит организации, утилизирующие отходы в 2020 г.

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору провести внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших в 2020 г. утилизацию отходов от использования товаров на основании договоров, заключенных с производителями и импортерами товаров, упаковки товаров.

Внеплановые проверки пройдут с 1 октября 2021 г. по 1 ноября 2022 г.

В рамках проверок Росприроднадзор проанализирует, каким образом производители и импортеры товаров, упаковки товаров (далее - производители и импортеры) выполнили нормативы утилизации отходов в 2020 году, и оценит, соблюдают ли компании-утилизаторы лицензионные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с отходами I – IV классов опасности.

Росприроднадзор также проверит выполнение иных обязательных требований в области охраны окружающей среды, содержащихся в разрешительных документах и экологическом законодательстве.

Основная цель контрольных мероприятий – установить, были ли в действительности исполнены обязанности производителей и импортеров по утилизации от 10 до 45% от выпущенной в оборот продукции в 2020 году.

Напомним, что производители и импортеры ряда товаров и упаковки [1] обязаны обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации отходов от выпущенных в обращение указанных товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства[2]. Надзор за исполнением данной обязанности осуществляет Росприроднадзор.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», производители и импортеры вправе выбрать один из четырех способов обеспечения выполнения нормативов утилизации[3]:

  • самостоятельно утилизировать отходы, организовав собственные объекты по утилизации отходов;

  • заключить договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов;

  • заключить договор с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» или ассоциацией, созданной производителями и импортерами в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации;

  • уплатить экологический сбор.

Отметим, что на практике производители и импортеры довольно часто прибегают к заключению договора с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов, которое принимает на себя обязательство обеспечить утилизацию отходов в согласованном объеме.

В подтверждение утилизации стороны договора подписывают акт утилизации отходов, который наряду с договором может быть запрошен Росприроднадзором в целях проверки отчетности о выполнении установленных нормативов утилизации[4].

Заметим, что возможности Росприроднадзора для контроля за достоверностью отчетности о выполнении нормативов утилизации ограничены. Так, например, ведомство не располагает полной информацией о товарах и упаковке, выпущенных в оборот на территории РФ; ему неизвестно точное число субъектов расширенной ответственности производителей и импортеров.

Кроме того, численность сотрудников Росприроднадзора не позволяет обеспечить эффективный контроль за всеми компаниями, которые обязаны выполнять нормативы утилизации. В связи с этим уже обсуждалась передача части функций ведомства, связанных с администрированием экологического сбора, Федеральной налоговой службе[5].

Росприроднадзор неоднократно заявлял, что подтверждающие документы, которые производители и импортеры представляют регулятору, зачастую содержат искаженные сведения об утилизации отходов. Так, количество утилизированных отходов, фигурирующее в актах утилизации, в некоторых случаях существенно превышает объем производственных мощностей, которыми располагают компании-утилизаторы.

При проведении проверок компаний-утилизаторов, Росприроднадзор будет выявлять расхождения между данными, представленными производителями и импортерами товаров в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, и данными, содержащимися в документации утилизаторов.

Росприроднадзору поручено отчитаться об окончательных результатах проверок до 1 декабря 2022 г., а о промежуточных - в декабре 2021 г. и июне 2022 г.

По итогам проверок Росприроднадзор может инициировать привлечение импортеров и производителей к административной ответственности за предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации, содержащей недостоверные сведения[6].

Необходимо учитывать, что максимальный размер административного штрафа, назначаемого за соответствующее правонарушение, не ограничен, так как он исчисляется в зависимости от суммы экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, в отношении которой производитель/импортер не обеспечил утилизацию отходов.

Помимо этого, при выявлении недостоверности представленной отчетности Росприроднадзор вправе обратиться в суд за взысканием с производителя/импортера суммы экологического сбора, которую тот обязан был уплатить в связи с невыполнением нормативов утилизации.

О чем подумать, что сделать

Во избежание привлечения к административной ответственности и предъявления требований об уплате экологического сбора рекомендуем производителям и импортерам внимательно выбирать компанию-утилизатора, контролировать ее работу и заблаговременно формировать доказательственную базу, которая будет подтверждать реальность утилизации отходов компанией-утилизатором.

Проверяемым компаниям необходимо уже сейчас начать подготовку к проверкам, проанализировав свои бизнес-процессы и составив список требований законодательства об отходах и природоохранного законодательства, которым должна соответствовать их деятельность. Затем необходимо проверить соблюдение указанных требований и устранить выявленные нарушения, когда это возможно.

Для подготовки к проверкам можно использовать формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых Росприроднадзором при осуществлении государственного надзора.

При этом необходимо учитывать, что, по общему правилу, Росприроднадзор обязан известить проверяемую компанию о внеплановой выездной проверке не позднее чем за 24 часа до ее начала (путем направления копии решения о проведении выездной проверки)[7].

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с сопровождением при проведении внеплановых проверок, аудитом документации, подтверждающей утилизацию отходов, оспариванием требований Росприроднадзора об уплате экологического сбора и постановлений о привлечении к административной ответственности.


[1] В настоящее время перечни соответствующих товаров и упаковки установлены Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

[2] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год».

[3] Статья 24.2 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[4] Подпункт «б» п. 14 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.

[5] См., например.

[6] Статья 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[7] Часть 6 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...

05.09.2025

Значимые споры в сфере экологии за июль и август 2025 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; плата за НВОС; возмещение вреда окружающей среде.