Загрузка...

Расширяются антикартельные полномочия ФАС России

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Президентом РФ подписан Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ[1], направленный на повышение эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий.

Напомним, что в ноябре 2019 г. в Госдуму были внесены три законопроекта, направленные на усиление ответственности за участие в картельных сговорах и иных антиконкурентных соглашениях (антикартельный пакет), два из которых до сих пор на рассмотрении.

Целью принятого Закона является совершенствование процесса выявления и пресечения антимонопольным органом ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, что обусловлено, в том числе, значительным ростом количества сговоров на торгах и антиконкурентных соглашений участника с заказчиком (организатором) торгов.

Внесение изменений в законодательство также обусловлено отсутствием у антимонопольного органа достаточных полномочий по выявлению противоправных действий и сбору необходимых доказательств, что, в свою очередь, приводит к тому, что около четверти решений антимонопольного органа отменяются судом.

Таким образом, Законом расширены полномочия антимонопольного органа в данной сфере, регламентирован порядок подачи участником антиконкурентного соглашения в антимонопольный орган заявления об участии в таком соглашении в целях смягчения (освобождения) административной ответственности. Законом также расширены требования к составу извещения об осуществлении закупок.

Положения Закона вступили в силу с 5 декабря 2022 г., за исключением тех, что касаются внесения изменений в Закон о контрактной системе[2].

Рассмотрим нововведения.

Изменения в Закон о защите конкуренции[3]

1. Право антимонопольного органа на получение объяснений при проведении проверок.

В ходе проведения расследований по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях антимонопольный орган сталкивается с активным противодействием, которое заключается в сокрытии и уничтожении информации, имеющей существенное значение для доказывания противоправной деятельности.

В связи с этим возникла необходимость на законодательном уровне уточнить объем полномочий, которыми наделяется антимонопольный орган при поведении проверок, в том числе с целью выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий.

Таким образом, Закон о защите конкуренции дополняется ст. 254-1, предоставляющей возможность антимонопольному органу по мотивированному требованию в установленный срок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, при проведении плановых и внеплановых проверок.

Данные объяснения могут быть получены от:

  • физлиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
  • руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций;
  • должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов.

При этом Законом предусматриваются положения об ответственности должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок в соответствии с законодательством РФ.

Указанные положения уточняют и раскрывают уже имеющеюся у антимонопольного органа полномочия в соответствии со ст. 25 Закона о защите конкуренции и будут способствовать упрощению процесса выявления и сбора антимонопольным органом доказательств антиконкурентых соглашений при проведении проверок.

2. Порядок подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении согласованных действий.

Среди механизмов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий одним из наиболее эффективных является применение программ освобождения от ответственности и смягчения ответственности. Так, добровольное предоставление участниками антиконкурентных соглашений и согласованных действий в антимонопольный орган информации о заключении антиконкурентного соглашения или участии в согласованных действиях может повлечь за собой полное или частичное освобождение от административной ответственности для таких лиц.

Поскольку полное освобождение от ответственности или размер снижения административного штрафа зависят от очередности обращения в антимонопольный орган с соответствующим заявлением, существенное значение приобретает вопрос об организации процедуры определения очередности (приоритетности) поданных в антимонопольный орган заявлений.

В связи с этим Закон о защите конкуренции дополнен ст. 441, регламентирующей порядок подачи и рассмотрения антимонопольным органом заявлений хозяйствующих субъектов о заключении ими ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении согласованных действий. Хозяйствующий субъект наделяется правом подачи такого заявления в антимонопольный орган вплоть до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Предусматривается, что резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать выводы о наличии оснований для освобождения одного из ответчиков по делу от административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, и (или) для смягчения ответственности одного или нескольких ответчиков по делу.

Если заявление подается двумя и более участниками соглашения или согласованных действий одновременно в федеральный антимонопольный орган и территориальный антимонопольный орган, заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган, считается поданным первым.

Нововведение вносит ясность и прозрачность в процедуру определения очередности (приоритетности) при подаче заявления о заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию (или участии в согласованных действиях) и позволит нарушителям беспрепятственно реализовывать свое право на снижение размера штрафа (освобождение от ответственности).

Изменения в Закон о контактной системе

Новые требования к составу извещения об осуществлении закупок

В целях профилактики заключения антиконкурентных соглашений при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и повышения уровня осведомленности заказчиков и участников торгов внесены поправки в Закон о контрактной системе, направленные на предупреждение заказчиков и участников конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Так, заказчик при размещении извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должен будет, в том числе включить в извещение информацию о предупреждении об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

Нововведение является превентивной мерой и направлено на минимизацию количества антиконкурентных соглашений, заключаемых на торгах, однако об эффективности данной нормы можно будет судить спустя лишь некоторое время.

О чем подумать, что сделать

Закон стал самым обсуждаемым и острым в антикартельной повестке с 2019 года и в процессе подготовки законопроекта его нормы претерпели ряд существенных изменений.

Рекомендуем ознакомиться с текстом принятого Закона и учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности, в первую очередь касающиеся новых полномочий антимонопольного органа при проведении плановых и внеплановых проверок.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, а также законодательства о контрактной системе.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


[1]Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3]Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

24.01.2023
«Пепеляев Групп» запустила проект «История компании»
30.12.2022
Ключевые проекты «Пепеляев Групп» в 2022 г.
23.12.2022
Елена Соколовская рассказала в РСПП о применении и развитии методик антимонополь...
19.12.2022
Айдар Султанов победил в номинации «Публикация года» премии ОКЮР
07.12.2022
«Пепеляев Групп» и «Актион право» подготовили совместный авторский курс по налог...
05.12.2022
Уроки по комплаенсу с регулятором
05.12.2022
Практики и отраслевые группы «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся резу...
02.12.2022
БФ «Содействие лекарственному обеспечению» учрежден при поддержке «Пепеляев Груп...
X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать