Загрузка...
06.03.2024
4 мин. на чтение

Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 28 февраля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят ЗаконопроектЗаконопроект № 553750-8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц)
 № 553750-8 (далее – Закон), предусматривающий запрет размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов, а также размещения рекламы ресурсов иностранных агентов в российских СМИ.

Кто такие иностранные агенты?

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо одновременно:

  1. получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и

  2. осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 255-ФЗ.

К видам деятельности, установленным ст. 4 255-ФЗ, относятся политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 3 255-ФЗ, иностранными источниками признаются:

  1. иностранные государства;

  2. органы публичной власти иностранных государств;

  3. международные и иностранные организации;

  4. иностранные граждане;

  5. лица без гражданства;

  6. иностранные структуры без образования юридического лица;

  7. лица, уполномоченные источниками, указанными в пп. 1-6 выше;

  8. граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пп. 1-7 выше, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);

  9. российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;

  10. лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в пп. 1-9 выше.

Частью 3 ст. 1 255-ФЗ предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами, включая:

  1. органы публичной власти РФ, лица, подконтрольные РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами;

  2. религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;

  3. политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;

  4. объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом (Минюстом России) ведется реестр. С реестром можно ознакомиться на сайте Минюста России.

Суть закона

Закон предусматривает внесение изменений в несколько нормативных правовых актов.

Так, ст. 11 255-ФЗ дополняется частью 20 следующего содержания: «На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»».

Кроме того, запрещается реклама ресурсов иностранных агентов в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях. Соответствующие изменения вносятся в ст. 4 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – 38-ФЗ) дополняется частью 105: «Не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента».

Согласно Закону, не допускается реклама информационных ресурсов иностранных агентов. Соответствующие изменения предложено внести в ст. 7 38-ФЗ, дополнив ее п. 12.

Рекомендации

Ни Закон, ни 38-ФЗ не содержат определения понятия «информационный ресурс». В то же время, согласно п. 13 «Рекламная система» ст. 3 38-ФЗ, понятие «информационный ресурс» включает:

  • сайты в сети «Интернет»,

  • страницы сайта в сети «Интернет»,

  • информационные системы и (или) программы ЭВМ.

Сейчас Закон направлен в Совет Федерации. После одобрения Закона Советом Федерации он вступит в силу по истечении 10 дней с момента его подписания Президентом РФ и официального опубликования.

Ответственность

За распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента, а также за рекламу информационных ресурсов иностранных агентов возможно привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»), предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 руб.

Кроме того, КоАП РФ предусматривает специальную административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства – наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб.

Заметим, что в таком случае лицу сначала должно быть направлено предписание об устранении выявленных нарушенийВ соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 10 255-ФЗ.
. В случае невыполнения предписания на лицо может быть наложена административная ответственность.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем всем заинтересованным лицам:

  • Проинформировать отдел маркетинга и/или отдел рекламы о требованиях Закона;

  • Проанализировать, на каких информационных ресурсах распространяется (или может распространяться) ваша реклама, и исключить распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов;

  • Проанализировать, какая реклама распространяется (или может распространяться) на вашем информационном ресурсе, и исключить распространение рекламы информационного ресурса иностранного агента;

  • Предусмотреть необходимые оговорки в договорах с рекламодателями и/или рекламораспространителями.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку в соблюдении требований законодательства об иностранных агентах.

Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:

  • анализ вероятности признания лица иностранным агентом;

  • предоставление консультаций по вопросам, связанным с взаимодействием с иностранными агентами;

  • предоставление рекомендаций, связанных с заключением договоров на размещение рекламы на информационных ресурсах в сети «Интернет».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.07.2023

Приостановка международных соглашений об избежании двойного налогообложения: основания и последствия

Сергей Сосновский, партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге, разобрал основания и возможные последствия приостановления ...

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

18.04.2024

Персональные данные. Дайджест за 1-15 апреля 2024 г.

Главные новости: кабмин предложил уточнить штрафы за нарушение порядка обработки персональных данных; банкам предло...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)