Загрузка...
31.01.2013
9 мин. на чтение

Предполагаемые изменения в регулировании определенных банковских и финансовых операций и способов контроля над их осуществлением.

Вниманию руководителей кредитных организаций, руководителей юридических служб и подразделений по ПОД/ФТ кредитных организаций

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона о противодействии незаконным финансовым операциям (законопроект № 196666-6), которым, в числе прочих изменений, усиливается контроль  и устанавливается уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

1. Изменения в Гражданский кодекс РФ: изменяется редакция статьи 859 «Расторжение договора банковского счета»


Законопроектом вводится новое основание расторжения договора банковского счета по инициативе банка. Согласно законопроекту, банк будет вправе отказаться от исполнения договора банковского счета в случаях, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», путем письменного уведомления об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым со дня получения банком письменного согласия клиента. В случае непредставления клиентом банку письменного согласия с расторжением договора банковского счета в течение одного месяца со дня направления банком соответствующего уведомления указанный договор считается расторгнутым.

В настоящий момент ст. 859 допускает расторжение договора банковского счета: (a) по заявлению клиента и (b) по инициативе банка в ограниченных законом случаях (например, в отсутствие операций по счету в течение определенного законом времени и/или недостаточности (отсутствия) денежных средств на счете). 

Законопроект также предусматривает новые основания для отказа от заключения (исполнения) договора банковского счета (вклада). (Более подробно см. пункт 5 ниже)

2. Изменения в Закон о банках и банковской деятельности, дополняющие перечень лиц, которые могут получить доступ к банковской тайне


Законопроект предусматривает возможность предоставления кредитной организацией справок по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также по счетам и вкладам физических лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в порядке, предусмотренном законодательством об оперативно-розыскной деятельности, на основании решения суда.  При этом служащие кредитной организации не вправе разглашать сведения о фактах предоставления таким органам информации об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов. 

3. Изменения в положения Налогового кодекса РФ и Закона о банках и банковской деятельности, касающиеся обязанностей банков, связанных с учетом налогоплательщиков


В настоящее время банк обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения только об открытии или о закрытии счета, изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, о предоставлении или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать электронные средства платежа. В случае принятия законопроекта соответствующая обязанность будет распространяться также на счета и вклады (депозиты), в том числе физических лиц. 

Законопроектом вводится положение, согласно которому справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих лиц, а также в случаях взыскания налога с физических лиц.

Устанавливается, что налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4. Изменения в положения Налогового кодекса РФ, касающиеся приостановления операций по счетам в банке


Законопроектом вводится новое основание принятия налоговым органом решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Такое решение может приниматься при возврате организацией почтовой связи почтового отправления налогового органа с отметкой об отказе организации от его получения  либо об отсутствии организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Введение такой нормы корреспондирует обязанности организации получать от организации почтовой связи почтовые отправления налоговых органов по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, также дополнительно устанавливаемой законопроектом.

5. Изменения в Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма


5.1. Контроль над операциями

Законопроектом изменен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом, как и ранее, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, Законом о противодействии легализации доходов распространяются особые требования.

Законопроект в значительной степени расширяет перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Если ранее в список входило 20 операций, то законопроектом он расширяется до 46 операций. В частности, обязательному контролю будут подлежать операции по принятию/предоставлению средств микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, операции с драгоценными металлами, камнями и т.п., выплаты по результатам любых игр-пари, и др. В значительной степени детализируется обязательный контроль за операциями, проводимыми профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Также обязательному контролю будут подлежать любые возмездные сделки, связанные с уступкой денежных прав требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, в том числе по договору факторинга.

5.2. «Бенефициарный владелец»

Законопроектом в значительной степени изменяется содержание норм, регулирующих права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.

Вводится понятие бенефициарного владельца. Согласно законопроекту, бенефициарный владелец - физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами имеет возможность определять действия (решения) клиента.

Предусмотрено, что Правительством РФ будут устанавливаться критерии отнесения лица к числу бенефициарных владельцев и требования к процедуре идентификации подобных лиц. Для кредитных организаций данные критерии будут устанавливаться Банком России по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. 

Если ранее обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях не имела четкого срока, то в соответствии с законопроектом необходимо будет обновлять данную информацию не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Дополнен перечень оснований документального фиксирования информации. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом будут обязаны документально фиксировать информацию в случае:  
совершения операции (сделки) клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся письменный запрос об операциях клиента, о движении средств по его счетам (вкладам), 
попытки совершения клиентом разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.3. Отказ от заключения (исполнения) договора банковского счета (вклада)

Существенно изменены положения, регулирующие основания отказа кредитными организациями от заключения договора банковского счета (вклада). Законопроект предусматривает: 1) отказ от заключения договора, в том числе нового договора, и 2) отказ от исполнения обязанностей по действующему договору банковского счета (вклада). В случаях, установленных законопроектом, банк будет вправе, а иногда – обязан, отказаться от заключения договора банковского счета или исполнения обязанностей по нему, с последующим уведомлением уполномоченного органа обо всех принятых решения такого рода.

В частности, банк будет иметь право 1) отказаться от заключения договора банковского счета при наличии в отношении лица сведений об участии в террористической деятельности, отсутствии по местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности; 2) отказаться от заключения нового договора в случае систематического совершения клиентом операций, в отношении которой у кредитной организации возникают обоснованные подозрения, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, а также в ситуации неоднократного отказа в предоставлении информации,  непредставления информации или документов или представления клиентом (представителем клиента), недостоверной информации или документов, требуемых в соответствии с Законом о легализации денежных средств. 

В тоже время, банк будет обязан отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) с клиентом в случаях:

наличия информации о том, что при открытии банковского счета (вклада) клиентом, представителем клиента были представлены недостоверные информация и документы и (или) недействительные документы, необходимые для идентификации клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца и выгодоприобретателя, а также недостоверные и (или) недействительные документы, необходимые для открытия банковского счета (вклада) в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
неоднократного непредставления клиентом (представителем клиента) в течение года по требованию кредитной организации информации и (или) документов, разъясняющих действия клиента, либо неоднократное представление в течение года кредитной организации недостоверной информации и (или) документов и (или) недействительных документов; 
отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с законопроектом кредитные организации также вправе отказаться от исполнения договора банковского счета (вклада) в случае систематического совершения клиентом операций, в отношении которых у кредитной организации возникают обоснованные подозрения, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансирования терроризма. При этом критерии обоснованности подозрений в том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. 

Также законопроект подробно регламентирует основания отказа профессиональными участниками рынка ценных бумаг от заключения договора на оказание услуг на рынке ценных бумаг с физическими и юридическими лицами, которые в целом аналогичны основаниям, предусмотренным для банков. 

5.4. Приостановление операций по банковским счетам

Появляется новое основание приостановления операций по банковским счетам на срок до двух рабочих дней до момента получения или неполучения постановления уполномоченного органа о приостановлении операций на дополнительный срок.  Например, в ряде ситуаций, когда у работников организации возникают обоснованные подозрения, что операция совершается клиентом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Дополнительно устанавливается, что уполномоченный орган не несет ответственности за убытки, понесенные организацией в результате приостановления ее операций в банке и переводов ее электронных денежных средств по указанным основаниям. Таким образом, ответственность за убытки клиента, понесенные последним в результате такого приостановления операций, может быть возложена на банк, только если он не докажет, что подозрения относительно проводимой операции были обоснованы.

6. Изменения, касающиеся вопросов уголовной ответственности.

Статьей 174 Уголовного кодекса РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» в настоящее время установлено, что крупными финансовыми операциями, влекущими уголовную ответственность, признаются операции, совершенные на сумму свыше шести миллионов рублей. С принятием законопроекта крупными финансовыми операциями будут признаваться операции на сумму свыше 600 тыс. рублей, а особо крупными – на сумму свыше шести миллионов рублей. Те же критерии будут установлены в целях ст. 174.1.  « Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления».

Вступление закона в силу

Принятие законопроекта и его вступление в силу ожидается в 2013 г.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:


в Москве – к Игорю Мармалиди, Партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.marmalidi@pgplaw.ru; Лидии Горшковой, Руководителю группы банковской и финансовой практики, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.gorshkova@pgplaw.ru.




Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.04.2024

Интервью с Романом Бевзенко: почему выбрал «Пепеляев Групп», с чем приходят клиенты, медийность и др

Интервью с Романом Бевзенко - партнером и руководителем практики специальных проектов «Пепеляев Групп».

Смотреть

12.04.2024

Причины отказов Правительственной комиссии в выплате дивидендов

Когда бизнес только столкнулся с необходимостью получения разрешения правительственной комиссии на выплату дивидендов, то...

02.04.2024

Расширение сферы деятельности дилера и форекс-дилера

23 марта 2024 г. был опубликован Федеральный закон № 50-ФЗ, которым предусмотрены изменения в деятельности дилеров и форекс-дилеров....

28.03.2024

Получение средств со счетов типа «С» иностранного номинального держателя и иностранного платежного агента

19 марта 2024 г. опубликован Указ Президента РФ № 198, который предусматривает возможность получения денежных средств со...

21.03.2024

Новое средство платежа в международных расчетах

11 марта вступил в силу Федеральный закон № 45-ФЗ, которым закрепляется возможность использования цифровых прав в качестве...